Тема 9: Мечта, грезы, фантазия - особые виды воображения.
План.
1. Мечта и грезы - особые виды воображения. Сходства и различия.
2. Взаимосвязь воображения и фантазии.
3. Возрастные особенности особых видов воображения.
Рекомендуемый глоссарий по теме:
Роль воображения в жизни человека, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное — их особенности. Мечта: несбыточная мечта (стих. А.Блок), заветная мечта, почему мечта сбывается. Стратегии для исполнения мечты. Два вида творческой фантазии: конкретный (образный) и абстрактный (логический), их связь с доминированием у человека правого и левого полушарий мозга. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Использование данного факта при конструировании проектных методик изучения личности типа ТАТ и теста Роршаха. Фантазии детей и взрослых и их виды.
(Пример!!!!)
И наконец, увидишь ты, Что счастья и не надо было, Что сей несбыточной мечты И на полжизни не хватило (…) И только с нежною улыбкой Порою будешь вспоминать О детской той мечте, о зыбкой, Что счастием привыкли звать! А. Блок
Основная литература.
Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] / О.В. Боровик. – М., 2000.
Додонов, Б.И. Эмоция как ценность М., 2008. 272 с.
Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому [Текст] / М. Монтессори. – М., 2002.
Немов, Р.С. Психология. 1т. 2009.
Розетт, И.М. Психология фантазии: Эксперим.-теорет. исслед. внутр. закономерностей продуктив. умств. деятельности. — 2-е изд., испр. и доп. — Мн.: Университет-ское, 1991. — 342 с.
Роббинс Энтони Удача и успех - ежедневно (МЕЧТА!)
Узнадзе, Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»).
Интернет-ресурсы по теме.
http://sbiblio.com/biblio/archive/nemov_obchie/06.aspx - Немов Р.С. Психология. 1 т. 2009.
http://www.koob.ru/uznadze_d_n/obshaya_psihologiya - Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»).
http://charko.narod.ru/tekst/rozet/Roset_Psichologia_phantasii.pdf - - Розет И. М. Психология фантазии: Эксперим.-теорет. исслед. внутр. закономерностей продуктив. умств. деятельности. — 2-е изд., испр. и доп. — Мн.: Университет-ское, 1991. — 342 с.
http://psylib.org.ua/books/stolsam/txt02.htm#p33 – Понятие воображения и виды.
http://www.detskiysad.ru/ped/dp076.html - Мечта как особый вид воображения
http://psyznaiyka.net/view-voobragenie.html?id=mechta-kak-osobiy-vid-voobrageniya - Мечта как особый вид воображения
http://gorham.ru/greza-mechta.html -Мечта и грезы, понятие и виды.
http://www.ameno.ru/samorazvitiye/psihologija/zavetnaya-mechta/ - заветная мечта.
http://www.koob.ru/dodonov_b/emociya_kak_cennost - Додонов Б.И. Эмоция как ценность М., 2008. 272 с.
http://www.koob.ru/robbins_anthony/365_daily_lessons- Роббинс Энтони Удача и успех - ежедневно (Гл. МЕЧТА!)
- Тема 1: Проявление сознания в поведении человека.
- Тема 2: Внимание и установка.
- Тема 3: Факторы, определяющие развитие памяти у человека.
- Тема 4: Сенсорные процессы (ощущения и восприятия) в деятельности и общении.
- Http://psylib.Org.Ua/books/vekkl01/index.Htm - л.М.Веккер Психика и реальность : единая теория психических процессов. Издательство "Смысл". Москва, 2000
- Тема 5: Возрастные и индивидуальные особенности памяти.
- Тема 6: Речь как инструмент мышления.
- 1. Выгодский л.С. Мышление и речь. М., 2007.
- Тема 7: Проблемы измерения мышления. Тесты и коэффициенты интеллекта.
- Тема 8: Роль воображения в деятельности и общении.
- Тема 9: Мечта, грезы, фантазия - особые виды воображения.
- Тема 10: Сны и сновидения: их значение в психологии.
- Тема 11: Психология творческого мышления.
- Тема 12: Взаимосвязь эмоций и потребностей человека.
- Тема 13: Любовь как нравственное чувство.
- Тема 14: Становление и современное состояние психологической науки.
- Тема 15: Влияние интереса человека на развитие способностей.
- Тема 16: Понятие проективных методик их многообразие и значение в психологии.
- Http://www.I2r.Ru/static/493/out_19861.Shtml - Проективные методики в качественных исследованиях.
- Тема 17: Значение невербального общения в жизни человека.
- Http://www.It-med.Ru/library/V/verbalne.Htm - Вербальные и невербальные коммуникации.
- Http://www.E-reading.Org.Ua/chapter.Php/97640/86/Makarova_-_Psihologiya__konspekt_lekciii.Html - Макарова Психология: конспект лекций
- Http://sbiblio.Com/biblio/archive/averianov_xrpsiholog/ps12.Aspx - Буртовая е.В.(сост.) Хрестоматия по психологии.2000 (и. Атватер Невербальное общение)
- Тема 18: Достоинства и недостатки различных типов темперамента.
- Тема 19: Зависимость стиля общения от свойств темперамента.
- Тема 20: Роль темперамента в деятельности человека.
- Тема 21: Характер как интегративное свойство личности.
- Тема 22: Способности, одаренность, талант: взаимосвязь и различия.
- Тема 23: Умственные способности и возраст.
- 2. Бадмаева н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство всгту, 2004. – 280 с
- Тема 24: Природа индивидуальных различий в способностях у детей.
- Тема 25: Основные параметры индивидуальных различий личности.
- Тема 26: Потребности и мотивы в становлении личности.
- Тема 27: Волевые качества личности и их формирование.
- Тема 28: Привычки и их роль в осуществлении деятельности.
- Тема 29: Психология страха, тревоги и тревожности.
- Тема 30: Стрессы в жизни человека.
- Http://www.Koob.Ru/lupyan/barriers_communication - Лупьян я.А Барьеры общения, конфликты, стресс. М., 2008.
- Общие Интернет-ресурсы для написания рефератов::