Тема 24: Природа индивидуальных различий в способностях у детей.
План
1. Общая характеристика способностей в психологии.
2. Теории развития способностей у детей.
3. Индивидуальные различия в способностях детей.
4. Особенности развития творческих способностей детей.
Рекомендуемый глоссарий по теме:
Определение способностей в русле теории Л.С. Выготского. Обзор природы способностей. Общая характеристика способностей человека. Задатки как врожденные анатомо-физиологические особенности человека. Структура способностей. Теории способностей психологов Теплова, Рубинштейна. Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста в работах отечественных психологов. Особенности развития творческих способностей и многогранность одаренности. Психологическое определение творческих способностей – индивидуальных качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Виды творческой деятельности. Детские творческие игры. Развитие интереса к творчеству. Методы развития творческих способностей у детей
Основная литература.
Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М., 2001.
Вяткин, Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека [Текст] / Б.А. Вяткин. – Пермь, 2000
Грецов А.Г. Раскрой свои способности. СПб. 2004.
Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб., 2007
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. : Питер; СПб.; 2009
Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Н.С. Лейтес // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность : хрестоматия : учеб. пособие для студентов пед. вузов ; сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 2001. – С. 284 – 289.
Либин, А.В. Дифференциальная психология [Текст] / А.В. Либин. – М., 2000.
Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология [Текст] : учеб. пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М., 2006.
Общая психология. Под ред. А.В.Петровского. М. 2008.
Полисистемное исследование индивидуальности человека [Текст] ; под ред. Б.А. Вяткина. – М., 2005.
Психология индивидуальных различий [Текст] : хрестоматия ; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтор, В.Я. Романова. − М., 2000.
Савенков, А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников [Текст] / А.И. Савенков. – СПб., 2004.
Тюленев П.В. Одаренность детей и разгадка тайны пирамиды управления человечеством и семьёй. Как воспитывать ребенка одарённым в эру новой исторической общности Человека Развитого? Книга 1. Программа АОСЭР: «Каждой семье – одаренных и талантливых детей». «Наука Интеллектика». - М.: 2011
Ушаков В.Д. Психология одаренности. От теории к практике. М. 2009.
Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность [Текст] / В.С. Юркевич // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность : хрестоматия : учеб. пособие для студентов пед. вузов ; сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 2001. – С. 289 – 296.
Интернет-ресурсы по теме.
http://yourlib.net/content/category/11/60/69/ - Общая психология. Под ред. А.В.Петровского. М. 2008.
http://www.koob.ru/iljin_e_p/psych_creat - Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. : Питер; СПб.; 2009
http://www.koob.ru/ushakov_d/psy_giftedness - Ушаков В.Д. Психология одаренности. От теории к практике. М. 2009.
http://www.koob.ru/tyulenev/gifted_children - Тюленев П.В. Одаренность детей и разгадка тайны пирамиды управления человечеством и семьёй. Как воспитывать ребенка одарённым в эру новой исторической общности Человека Развитого? Книга 1. Программа АОСЭР: «Каждой семье – одаренных и талантливых детей». «Наука Интеллектика». - М.: 2011.-164 с.
http://www.koob.ru/gretsov/raskroi_svoi_sposobnosti - Грецов А.Г. Раскрой свои способности. СПб. 2004.
http://fictionbook.ru/author/vladimir_nikolaevich_drujinin/psihologiya_obshih_sposobnosteyi/read_online.html?page=1 - Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб., 2007
http://www.child-psy.ru/azbuka/827.html - Выявление способностей у детей и их развитие.
- Тема 1: Проявление сознания в поведении человека.
- Тема 2: Внимание и установка.
- Тема 3: Факторы, определяющие развитие памяти у человека.
- Тема 4: Сенсорные процессы (ощущения и восприятия) в деятельности и общении.
- Http://psylib.Org.Ua/books/vekkl01/index.Htm - л.М.Веккер Психика и реальность : единая теория психических процессов. Издательство "Смысл". Москва, 2000
- Тема 5: Возрастные и индивидуальные особенности памяти.
- Тема 6: Речь как инструмент мышления.
- 1. Выгодский л.С. Мышление и речь. М., 2007.
- Тема 7: Проблемы измерения мышления. Тесты и коэффициенты интеллекта.
- Тема 8: Роль воображения в деятельности и общении.
- Тема 9: Мечта, грезы, фантазия - особые виды воображения.
- Тема 10: Сны и сновидения: их значение в психологии.
- Тема 11: Психология творческого мышления.
- Тема 12: Взаимосвязь эмоций и потребностей человека.
- Тема 13: Любовь как нравственное чувство.
- Тема 14: Становление и современное состояние психологической науки.
- Тема 15: Влияние интереса человека на развитие способностей.
- Тема 16: Понятие проективных методик их многообразие и значение в психологии.
- Http://www.I2r.Ru/static/493/out_19861.Shtml - Проективные методики в качественных исследованиях.
- Тема 17: Значение невербального общения в жизни человека.
- Http://www.It-med.Ru/library/V/verbalne.Htm - Вербальные и невербальные коммуникации.
- Http://www.E-reading.Org.Ua/chapter.Php/97640/86/Makarova_-_Psihologiya__konspekt_lekciii.Html - Макарова Психология: конспект лекций
- Http://sbiblio.Com/biblio/archive/averianov_xrpsiholog/ps12.Aspx - Буртовая е.В.(сост.) Хрестоматия по психологии.2000 (и. Атватер Невербальное общение)
- Тема 18: Достоинства и недостатки различных типов темперамента.
- Тема 19: Зависимость стиля общения от свойств темперамента.
- Тема 20: Роль темперамента в деятельности человека.
- Тема 21: Характер как интегративное свойство личности.
- Тема 22: Способности, одаренность, талант: взаимосвязь и различия.
- Тема 23: Умственные способности и возраст.
- 2. Бадмаева н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство всгту, 2004. – 280 с
- Тема 24: Природа индивидуальных различий в способностях у детей.
- Тема 25: Основные параметры индивидуальных различий личности.
- Тема 26: Потребности и мотивы в становлении личности.
- Тема 27: Волевые качества личности и их формирование.
- Тема 28: Привычки и их роль в осуществлении деятельности.
- Тема 29: Психология страха, тревоги и тревожности.
- Тема 30: Стрессы в жизни человека.
- Http://www.Koob.Ru/lupyan/barriers_communication - Лупьян я.А Барьеры общения, конфликты, стресс. М., 2008.
- Общие Интернет-ресурсы для написания рефератов::