Тема 20: Роль темперамента в деятельности человека.
План.
1. Общая характеристика типов темперамента.
2. Влияние темперамента на учебную деятельность человека.
3. Влияние темперамента на трудовую деятельность человека.
4. Типы темперамента и профессиональная пригодность.
Рекомендуемый глоссарий по теме:
Общая характеристика типов темперамента. Типы темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. Отсутствие чистых типов темпераментов, их смешанность у большинства людей. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности. Общее и различное в темпераменте и в индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальный стиль деятельности как результат приспособления врожденных свойств нервной системы человека и других анатомо-физиологических способностей организма к требованиям той или иной деятельности.
* Приведем в (Таб. 5) наиболее общие характеристики различных типов темперамента, которые можно успешно использовать при визуальной психодиагностике.
Таблица 5.
Общая визуальная характеристика различных типов темперамента.
| холерик | сангвиник | флегматик | меланхолик |
|
Речь | Громкая, резкая, неравномерная | Громкая, живая, плавная | Монотонная, медленная | Тихая, с придыханием |
|
Общительность | Высокая | равномерная | невысокая | Низкая (замкнутость) |
|
Поведение | Страстное, увлекающееся | Энергичное (деловое) или болтливое | Поведение неутомимого труженика | Неравномерное, реактивное (как ответ на актив-ность других) |
|
Настроение | неустойчивое с преобладанием бодрого | устойчивое, жизнерадостное | устойчивое, без больших радос-тей и печалей | неустойчивое с обладанием пессимизма |
|
Отношение к критике | возбужденное | спокойное | безразличное | обидчивое |
|
Самооценка | Значительная пе-реоценка своих способностей | Некоторая пере-оценка своих способностей | Более реальная оценке своих способностей | Чаще недооценка своих способностей |
|
Терпение | слабое | умеренное | очень большое | очень слабое |
|
Основная литература.
Вяткин, Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека [Текст] / Б.А. Вяткин. – Пермь, 2000.
Гилева, О.Б. Влияние социальных условий на структуру темперамента [Текст] / О.Б. Гилева, Т.В. Бочарова // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 73 – 75.
Козубовский, В.М. Общая психология: личность [Текст] : учеб. пособие / В.М. Козубовский. – Минск, 2005.
Красникова, Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности [Текст] : учебник / Е.А. Красникова. – М., 2007.
Маклаков А. Общая психология. СПб., 2009.
Ненашева, О.О. Психология и педагогика [Текст] / О.О. Ненашева. – Бузулук, 2000.
Немов Р.С. Психология. 1т. 2007.
Общая психология. Под ред. А.В.Петровского. М. 2008.
Психология индивидуальных различий [Текст] ; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 2000.
Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект. – 2000. – С.287-311.
Розин, В.М. Личность и ее изучение [Текст] / В.М. Розин. – М., 2004.
Фрид, Д. Язык личности [Текст] / Д. Фрид. – М., 2004.
Интернет-ресурсы по теме.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov1/07.php - Немов Р.С. Психология. 1 т. 2009.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/24.php - Маклаков А. Общая психология.
http://mypsixol.ru/lekczionnyj-material-po-obshhej-psixologii/48-temperament-i-individualnyj-stil-deyatelnosti.html - Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
http://yourlib.net/content/view/5880/69/ Общая психология. Под ред. А.В.Петровского. М. 2008. V.16.4. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека.
http://www.arhibook.ru/8809-psikhologija.html или http://bookap.info/genpsy/krylov_psihologiya/#o - Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект. – 2000. – С.287-311.
http://www.koob.ru/gippenreiter_yuliya/individual_differences - Психология индивидуальных различий [Текст] ; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 2000
- Тема 1: Проявление сознания в поведении человека.
- Тема 2: Внимание и установка.
- Тема 3: Факторы, определяющие развитие памяти у человека.
- Тема 4: Сенсорные процессы (ощущения и восприятия) в деятельности и общении.
- Http://psylib.Org.Ua/books/vekkl01/index.Htm - л.М.Веккер Психика и реальность : единая теория психических процессов. Издательство "Смысл". Москва, 2000
- Тема 5: Возрастные и индивидуальные особенности памяти.
- Тема 6: Речь как инструмент мышления.
- 1. Выгодский л.С. Мышление и речь. М., 2007.
- Тема 7: Проблемы измерения мышления. Тесты и коэффициенты интеллекта.
- Тема 8: Роль воображения в деятельности и общении.
- Тема 9: Мечта, грезы, фантазия - особые виды воображения.
- Тема 10: Сны и сновидения: их значение в психологии.
- Тема 11: Психология творческого мышления.
- Тема 12: Взаимосвязь эмоций и потребностей человека.
- Тема 13: Любовь как нравственное чувство.
- Тема 14: Становление и современное состояние психологической науки.
- Тема 15: Влияние интереса человека на развитие способностей.
- Тема 16: Понятие проективных методик их многообразие и значение в психологии.
- Http://www.I2r.Ru/static/493/out_19861.Shtml - Проективные методики в качественных исследованиях.
- Тема 17: Значение невербального общения в жизни человека.
- Http://www.It-med.Ru/library/V/verbalne.Htm - Вербальные и невербальные коммуникации.
- Http://www.E-reading.Org.Ua/chapter.Php/97640/86/Makarova_-_Psihologiya__konspekt_lekciii.Html - Макарова Психология: конспект лекций
- Http://sbiblio.Com/biblio/archive/averianov_xrpsiholog/ps12.Aspx - Буртовая е.В.(сост.) Хрестоматия по психологии.2000 (и. Атватер Невербальное общение)
- Тема 18: Достоинства и недостатки различных типов темперамента.
- Тема 19: Зависимость стиля общения от свойств темперамента.
- Тема 20: Роль темперамента в деятельности человека.
- Тема 21: Характер как интегративное свойство личности.
- Тема 22: Способности, одаренность, талант: взаимосвязь и различия.
- Тема 23: Умственные способности и возраст.
- 2. Бадмаева н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство всгту, 2004. – 280 с
- Тема 24: Природа индивидуальных различий в способностях у детей.
- Тема 25: Основные параметры индивидуальных различий личности.
- Тема 26: Потребности и мотивы в становлении личности.
- Тема 27: Волевые качества личности и их формирование.
- Тема 28: Привычки и их роль в осуществлении деятельности.
- Тема 29: Психология страха, тревоги и тревожности.
- Тема 30: Стрессы в жизни человека.
- Http://www.Koob.Ru/lupyan/barriers_communication - Лупьян я.А Барьеры общения, конфликты, стресс. М., 2008.
- Общие Интернет-ресурсы для написания рефератов::