9. Возрастная периодизация психического развития л.С. Выготского.
Период | Годы | Ведущая деятельность | ||
младенчество. | 0-1 | эмоциональное общение: ребенка со взрослым | ||
Ранний возраст | 1-3 | Предметно- манипулятивная деятельность (предметная деятельность- использование предметов: по назначению, манипулятивная деятельность- использование предметов не по назначению) | ||
Дошкольный возраст | 3-7 | ролевая игра | ||
Младший школьный возраст | 7- 11 | учебная деятельность | ||
Средний школьный возраст, подросток | 11- 15 | интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности | ||
Старший школьник (ранняя юность) | 15- 17 | учебно-про фес- сиональная деятельность, взрослый помогает в выборе профессии | ||
Новообразование | Социальная ситуация развития |
| ||
Формирование потребности в общении | Освоение норм отношений между людьми |
| ||
"внешнее Я сам" по Выготскому,: ходьба, речь, мышление, овладение общественно- выработанными способами действий | Усвоение способов деятельности с предметами |
| ||
произвольность поведения | Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми, соподчинение мотивов — ребенок подчиняется взрослому. |
| ||
Т.к. формируется рефлексия (способность оценивать самого себя на основе сравнения себя другими), то произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта, Внутренний план действий (умеет думать по себя) | Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности, образцы поведения ребенок считывает со сверстников.: |
| ||
чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке", критика ' окружающего, стремление к взрослости, самооценка, умение: подчиняться нормам коллектива. | Освоение норм и отношений между ' людьми, и сверстники и субъект непосредственно влияют друг на друга. |
| ||
профессиональное и личностное самоопределение, планирование своего будущего, изменения самосознания: к вопросу «Кто я?»+ «Кем быть» Появляется мировоззрение Первая любовь, чувство одиночества | 1 Освоение профес- сиональных знаний, умений | Освоение профессиональных знаний, умений |
- 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение
- 3. Стратегии исследования психического развития ребенка: стратегия наблюдения.
- 4. Стратегии исследования психического развития ребенка: стратегия констатирующего эксперимента.
- 5. Стратегии исследования психического развития ребенка: стратегия формируются о эксперимента.
- 6. Исторический анализ понятия "детство". Категория "развитие" в психологии.
- 7. Понятие возраста. Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии.
- 1. Понятие возраста в психологии
- 1) Стадии развития интеллекта по ж. Пиаже.
- 1 Уровень: преднравственная Страх наказания (4-1о лет).
- 11 Уровень: конвенциальная Стыд перед окружающими людьми (10-13 лет).
- 111 Уровень: Постконвенциальная Совесть (13 лет...).
- 8. Периодизация личностного развития э.Эриксона
- 9. Возрастная периодизация психического развития л.С. Выготского.
- 10. Ведущий вид деятельности в различные возрастные периоды.
- 11. Понятие «зоны ближайшего развития» и «зоны актуального развития». Их теоретическое и практическое значение.
- 12. Развитие ребенка в период новорожденности (психофизические особенности новорожденности. Рефлексы и их значение. Новообразования, комплекс оживления)
- 13. Развитие ребенка в период младенчества (социальная ситуация развития, эмоциональная жизнь ребенка, характеристика психических процессов, новообразования)
- 14. Кризис одного года.
- 15. Особенности психического развития в раннем детстве. Роль предметно-манипулятивной деятельности в психическом развитии.
- 4. Проявление личности в раннем возрасте
- 16.Причины и сущность кризиса 3-х лет. Роль этого явления в психическом развитии ребенка.
- 17. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Игровая и изобразительная деятельность дошкольника
- 18. Развитие психических функций и коммуникативных навыков в дошкольном возрасте.
- 19. Психологические особенности формирования самосознания, мотивационной, эмоциональной сферы дошкольника.
- 20. Кризис семи лет.
- 21. Проблема психологической готовности ребенка к школе. Основные трудности адаптации ребенка к школе.
- 23. Левшевство, леворукость, профиль латеральности, графическое и бытовое функциональное превосходство. Причины левшевства. Теории о природных способностях «левшей».
- 24. Школьные трудности леворуких детей.
- 26. Особенности общения в младшем школьном возрасте.
- 27. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
- 28. Особенности развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте.
- 30. Акселерация и ретардация в детском и подростковом возрасте. Теории акселерации и ретардации.
- 31. Особенности психологического кризиса подросткового возраста.
- 33. Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.
- 34. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков
- 35. Особенности поведения подростков с различными акцентуациями характера.
- 36. Особенности эмоционально-волевой сферы подростков.
- 37. Причины отклоняющего поведения подростков. Особенности личности «трудных» подростков.
- 1 «Трудные дети» — дети, которым трудно
- 2. Факторы становления агрессивного поведения подростков
- 3.1 Влияние группы на поведение подростка.
- 4. Рекомендации к общению с подростками разных типов поведения в группе
- 38. Социальная ситуация развития в период ранней юности.
- 39. Психологические проблемы мотивации учения и профессиональной ориентации в юношеском возрасте.
- 40. Особенности познавательной деятельности в юношеском возрасте.
- 41. Особенности становления личности старшеклассника.
- 42. Формирование мировоззрения в юношеском возрасте. Особенности развития самосознания в ранней юности.
- 43. Развитие межличностных отношений в юношеском возрасте.
- 44. Психологические особенности ранней взрослости.
- 46. Психологические особенности периода зрелости.
- 47. Причина и сущность кризисов периода старости.
- 48. Психологические особенности стареющего человека. Пути самореализации в старости.