Понятие о человеке как субъекте
Субъект в философско-психологической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.
«Человек, – пишет А.В. Брушлинский, – объективно выступает (и, следовательно, изучается) в бесконечно многообразных системных противоречивых качествах. Важнейшее из них – быть субъектом, т.е. творцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности, творческой и нравственной».
Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего, предметно-практической деятельности. Наиболее употребительным в психологии является выражение «субъект деятельности». В таком контексте категорию «субъект» использовал Б.Г. Ананьев. Он отмечал, что «человек – субъект, прежде всего, основных социальных деятельностей – труда, общения, познания».
Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.) значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.
Вместе с тем понятие субъекта в психологии рассматривается в более широком контексте – как творец собственной жизни, как распорядитель душевных и телесных способностей.
Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств т т.д.
Понятие субъектности включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность.
Человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения и деятельности.
- Раздел 2. Человек: индивид, субъект, личность
- Тема 5. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсальность
- Целостное представление о человеке
- Феномен человека
- 5.1.2. Трех составная суть человека
- 5.2. Понятие о человеке как индивиде
- 5.2.1. Классификация индивидных свойств человека
- 5.2.2. Возрастно-половые особенности человека
- 5.2.3. Индивидуально-типические свойства человека
- 5.2.4. Конституциональные различия
- Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека
- Проблема учета и овладения психодинамическими характеристиками человека в различных видах деятельности
- Понятие о человеке как субъекте
- Целостность психологической организации субъекта
- Профессионализация субъекта труда
- Человек как личность, индивидуальность и универсальность (духовное существование человека)
- 5.4.1. Понятие о личности
- 5.4.2. Этапы формирования личности в онтогенезе
- 5.4.3. Психологическая структура личности
- 5.4.4. Развитие, социализация и становление личности
- 5.4.5. Движущие силы и факторы развития личности
- 5.4.6. Человек как индивидуальность и универсальность