Проблема учета и овладения психодинамическими характеристиками человека в различных видах деятельности
Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление человека. Их игнорирование может привести к потере человека интереса в работе, к различного рода перегрузкам, или к нервным срывам, заболеваниям.
В профессии условно выделяют две стороны – содержательную и динамическую.
Содержательная – определяется набором знаний, умений, навыков, что предъявляет специфические требования к личностным особенностям человека. Они формируются в процессе труда. Поддаются воспитанию, тренировке.
Динамическая сторона – скорость, темп выполнения работ, умение переключаться с одного типа заданий на другой. Концентрация внимания. В некоторых профессиях эти требования выступают на первый план.
Психолог К. Гуревич предложил классифицировать профессии по признаку их абсолютной или относительной профпригодности.
Если профессия предъявляет жесткие требования к особенностям нервной системы человека и требует отбора, то ее следует отнести к 1-ой группе – группе профессий с абсолютной профпригодностью. 2-ая группа – группа относительной профпригодности – может овладеть практически любой человек.
Подавляющим большинством профессий одинаково успешно могут овладеть люди с разными психофизиологическими особенностями. Но даже при этом нужно учитывать свои природные свойства, чтобы найти более подходящую специализацию в рамках профессии.
При выборе профессии важно учитывать свой тип темперамента.
Сангвинику интереснее заниматься разнообразной работой, где он постоянно получает новые задания. Подходят профессии, предусматривающие частое, интенсивное общение и организацию деятельности других людей.
Холерику благоприятнее цикличная работа, в которой чередуются периоды больших усилий и спокойная деятельность.
Флегматику сложнее, когда работа разнообразна, зато привычный режим не представляет для него трудности.
Меланхолику подходит работа, требующая тонких ручных умений. Ему противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями.
В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Можно говорить не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы.
Определить тип вашего темперамента поможет тест А. Белова «Формула темперамента» (Приложение 3).
-
Содержание
- Раздел 2. Человек: индивид, субъект, личность
- Тема 5. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсальность
- Целостное представление о человеке
- Феномен человека
- 5.1.2. Трех составная суть человека
- 5.2. Понятие о человеке как индивиде
- 5.2.1. Классификация индивидных свойств человека
- 5.2.2. Возрастно-половые особенности человека
- 5.2.3. Индивидуально-типические свойства человека
- 5.2.4. Конституциональные различия
- Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека
- Проблема учета и овладения психодинамическими характеристиками человека в различных видах деятельности
- Понятие о человеке как субъекте
- Целостность психологической организации субъекта
- Профессионализация субъекта труда
- Человек как личность, индивидуальность и универсальность (духовное существование человека)
- 5.4.1. Понятие о личности
- 5.4.2. Этапы формирования личности в онтогенезе
- 5.4.3. Психологическая структура личности
- 5.4.4. Развитие, социализация и становление личности
- 5.4.5. Движущие силы и факторы развития личности
- 5.4.6. Человек как индивидуальность и универсальность