logo
ивидуальность c семинаром 3

Понятие о человеке как субъекте

Субъект в философско-психологической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.

«Человек, – пишет А.В. Брушлинский, – объективно выступает (и, следовательно, изучается) в бесконечно многообразных системных противоречивых качествах. Важнейшее из них – быть субъектом, т.е. творцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности, творческой и нравственной».

Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего, предметно-практической деятельности. Наиболее употребительным в психологии является выражение «субъект деятельности». В таком контексте категорию «субъект» использовал Б.Г. Ананьев. Он отмечал, что «человек – субъект, прежде всего, основных социальных деятельностей – труда, общения, познания».

Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.) значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

Вместе с тем понятие субъекта в психологии рассматривается в более широком контексте – как творец собственной жизни, как распорядитель душевных и телесных способностей.

Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств т т.д.

Понятие субъектности включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность.

Человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения и деятельности.