logo
ивидуальность c семинаром 3

5.4.1. Понятие о личности

Термин «личность» (англ. personality) происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Эта точка зрения совпадает с мнением современного непрофессионала, который оценивает личность по критериям обаяния, умения вести себя в обществе, популярности, физической привлекательности и других социально желательных характеристик.

На философском уровне основное отличие человека от животных определяется тем, что человек – существо общественное, то есть взаимодействует с миром не один на один, вооруженный лишь своим индивидуальным опытом, а использует опыт, накопленный человечеством и присвоенный им через социальные механизмы передачи этого опыта (общение, речь, знаковые механизмы культуры).

Вместе с тем на ранних этапах становления человеческого общества социальные узы были столь прочны, что человек не обладал отдельным существованием в отрыве от социальной группы. У него не было еще ни осознания себя как отдельного человека, ни механизмов регуляции его индивидуального поведения, отличных от групповых механизмов социальной регуляции.

Лишь постепенно общественный человек начинает заново обретать автономное существование – но уже на новом, высшем уровне, не имеющем ничего общего с автономным существованием животных.

Человек не отрывается от социального опыта и социальных механизмов регуляции поведения, а вбирает их в себя (интериоризирует), строя на этой основе свой внутренний мир.

Обладая внутренним миром, человек становится носителем социально выработанных форм поведения и накопленного опыта. Ему уже не обязательно жить постоянно в социальном окружении; он носит свою социальность в себе. Это значит, что он обрел личность или стал личностью, что в данном случае одно и то же. Таким образом, под философским углом зрения личность – это способность человека (или человек способный) выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных форм поведения и деятельности.

Разумеется, здесь не может идти речь о всем опыте человечества – каждый отдельный человек осваивает лишь небольшую его часть, с которой он соприкасается в процессе своего развития и которую он в состоянии освоить. При этом, во-первых, каждое новое усваиваемое извне содержание преломляется через уже сформировавшиеся к данному моменту структуры внутреннего мира, и, во-вторых, будучи усвоено, оно не сохраняется неизменным на протяжении жизни человека, а изменяется по специфическим законам динамики внутреннего мира, которые еще мало изучены.

Понятие личности – это совокупность таких психологических качеств индивида как:

  1. Отношение к чему-либо

  2. Нормы поведения, взглядов

  3. Ценности

В социологии личность – совокупность статусно-ролевых характеристик. Личность – это автономная система, которая может быть независима от общества. Эта независимость проявляется в собственном мировоззрении личности, в её самосознании.

Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей (рис.5.7). Когда происходит противоречие 2-х ролей, имеет место ролевой конфликт.

Рис. 5.7. Социальные роли

Т. Парсенс предложил 5 характеристик любой роли:

  1. Эмоциональная: одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности.

  2. Способ получения: предписанные и завоёванные.

  3. Масштаб: часть ролей строго ограниченна, часть – размыта.

  4. Формализация: деятельность в строго установленных рамках или произвольная.

  5. Мотивация: личная прибыль или общественное благо и т.д.

Социальная роль состоит из:

  1. Ролевого ожидания

  2. Исполнения этой роли

Согласно теории общественного зеркала (Ч. Кули), сравнивая себя с другими, у человека появляется собственное мнение из оценок других людей. Формирование оценки связано с вознаграждением. Поступки, которые поощряются в человеке, могут получить дальнейшее развитие.

Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области:

✓ Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний.

✓ Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле – внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром.

✓ Джорж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта.

✓ Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации.

Столь явная несхожесть приведенных концепций показывает, что содержание личности гораздо многограннее, чем первоначальное представление о личности через «внешний социальный образ».

По мнению Б.С. Братуся [18, 39] личность с позиций психолога, может быть понята как особый психологический инструмент, орудие, принадлежащее, служащее человеку, как и другие психологические орудия и инструменты. Вспомним расхожий в психологии афоризм: «Мыслит (или запоминает) не мышление (или память), а человек». Также и бытийствует не личность, а человек. «Сущность личности и сущность человека отличаются друг от друга тем, что первое есть способ, инструмент, средство организации достижения второго, а значит, первое получает смысл и оправдание во втором».

Личность согласно предложенному пониманию – специфический инструмент развития человека и оценивается в зависимости от того, как служит своему назначению, т.е. способствует или нет приобщению человека к его человеческой (в отличие от животного) сущности.

В свою очередь, личность необходимо разделять, разводить с «психическим»: человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, быть деятельным, руководствоваться осознанными мотивами, достигать успехов, избегать неудач) и одновременно быть личностно ущербным, больным (не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, разобщаться с ней, довольствоваться суррогатами). И если говорить о тенденциях современного общества, то надо признать, что для большого количества людей характерным является именно этот диагноз: психически здоров, но личностно болен.