logo
ивидуальность c семинаром 3

Целостное представление о человеке

Традиционно человека описывают (изучают) в проявлении его индивидных, субъектных, личностных, индивидуальных особенностей. Такое деление оправдано с точки зрения научного анализа, но нужно понимать, что мыслит, думает, борется, любит не личность, а человек, обладающий личностью, через нее, только ему, присущим образом постигающий тайны любви, жизни, борьбу.

В психологии утвердилось различение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность» в описании человека. Наиболее последовательно такое различение проведено в работах Б.Г. Ананьева (1907–1972), А.Н. Леонтьева (1903–1979).

Развитие человека Б.Г. Ананьев рассматривал как единый процесс, где индивидуальность представляет собой множество общественно-природных свойств. Говоря о соотношении категорий «личность» и «индивидуальность», он отмечал, что если личность есть вершинный уровень развития человека, то индивидуальность его глубинное измерение.

В качестве особой проекции человека Б.Г. Ананьев выделял его «индивидность». Человек как индивид, по его мнению, предстает в своих возрастно-половых, индивидуально-типических свойствах, в динамики психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в темпераменте и задатках.

Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Человек как индивид – это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости.

Другая проекция человека – это его бытие как субъекта.

Б.Г. Ананьев указывал на такие его проявления, как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Указания на субъектность как на базовую характеристику человека встречаются во многих философских и психологических работах.

Широко употребляемым в психологии является понятие «личность». Этим понятием обозначается наиболее развитый уровень человеческой субъективности. В силу того, что все три проекции являются целостными формами, постоянно происходит смешение и отождествление этих категорий: индивид, субъект, личность. «Понятие личности, – писал А.Н. Леонтьев, – выражает целостность субъекта жизни… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся… Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» [9].

Высшим синтезом, интегральным результатом жизненного пути человека в психологии принято считать «индивидуальность», фиксирующую одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта, как личности.

В.И. Слободчиков ввел понятие «человек как универсальность» это особая проекция. Универсум есть полнота человеческой реальности: человек, способный совершать поступки во благо всего человечества, руководимые высшими ценностями жизни. Жертвенность, подвижнечество – формы проявления человека как универсума.

Индивид (от лат. individuum – неделимое)– человек как представитель рода, имеющий природные свойства;

Субъект (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – человек как носитель предметно-практической деятельности;

Личность (от лат. persona) – человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.

Универсум – высшая степень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.