Целостное представление о человеке
Традиционно человека описывают (изучают) в проявлении его индивидных, субъектных, личностных, индивидуальных особенностей. Такое деление оправдано с точки зрения научного анализа, но нужно понимать, что мыслит, думает, борется, любит не личность, а человек, обладающий личностью, через нее, только ему, присущим образом постигающий тайны любви, жизни, борьбу.
В психологии утвердилось различение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность» в описании человека. Наиболее последовательно такое различение проведено в работах Б.Г. Ананьева (1907–1972), А.Н. Леонтьева (1903–1979).
Развитие человека Б.Г. Ананьев рассматривал как единый процесс, где индивидуальность представляет собой множество общественно-природных свойств. Говоря о соотношении категорий «личность» и «индивидуальность», он отмечал, что если личность есть вершинный уровень развития человека, то индивидуальность его глубинное измерение.
В качестве особой проекции человека Б.Г. Ананьев выделял его «индивидность». Человек как индивид, по его мнению, предстает в своих возрастно-половых, индивидуально-типических свойствах, в динамики психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в темпераменте и задатках.
Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Человек как индивид – это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости.
Другая проекция человека – это его бытие как субъекта.
Б.Г. Ананьев указывал на такие его проявления, как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Указания на субъектность как на базовую характеристику человека встречаются во многих философских и психологических работах.
Широко употребляемым в психологии является понятие «личность». Этим понятием обозначается наиболее развитый уровень человеческой субъективности. В силу того, что все три проекции являются целостными формами, постоянно происходит смешение и отождествление этих категорий: индивид, субъект, личность. «Понятие личности, – писал А.Н. Леонтьев, – выражает целостность субъекта жизни… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся… Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» [9].
Высшим синтезом, интегральным результатом жизненного пути человека в психологии принято считать «индивидуальность», фиксирующую одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта, как личности.
В.И. Слободчиков ввел понятие «человек как универсальность» – это особая проекция. Универсум есть полнота человеческой реальности: человек, способный совершать поступки во благо всего человечества, руководимые высшими ценностями жизни. Жертвенность, подвижнечество – формы проявления человека как универсума.
Индивид (от лат. individuum – неделимое)– человек как представитель рода, имеющий природные свойства;
Субъект (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – человек как носитель предметно-практической деятельности;
Личность (от лат. persona) – человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.
Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.
Универсум – высшая степень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.
- Раздел 2. Человек: индивид, субъект, личность
- Тема 5. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсальность
- Целостное представление о человеке
- Феномен человека
- 5.1.2. Трех составная суть человека
- 5.2. Понятие о человеке как индивиде
- 5.2.1. Классификация индивидных свойств человека
- 5.2.2. Возрастно-половые особенности человека
- 5.2.3. Индивидуально-типические свойства человека
- 5.2.4. Конституциональные различия
- Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека
- Проблема учета и овладения психодинамическими характеристиками человека в различных видах деятельности
- Понятие о человеке как субъекте
- Целостность психологической организации субъекта
- Профессионализация субъекта труда
- Человек как личность, индивидуальность и универсальность (духовное существование человека)
- 5.4.1. Понятие о личности
- 5.4.2. Этапы формирования личности в онтогенезе
- 5.4.3. Психологическая структура личности
- 5.4.4. Развитие, социализация и становление личности
- 5.4.5. Движущие силы и факторы развития личности
- 5.4.6. Человек как индивидуальность и универсальность