logo
ивидуальность c семинаром 3

5.4.5. Движущие силы и факторы развития личности

Движущей силой развития личности является борьба противоречий.

Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Они возникают как следствие постоянно меняющихся наших потребностей: расхождение между новыми потребностями и старыми возможностями их удовлетворения, между знанием и незнанием, между Я-реальным и Я-идеальным.

Личность – это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Ребенок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Традиционно к основным факторам развития личности относят среду, наследственность и воспитание.

Наследственность – это воспроизводство у потомков биологического сходства с родителями и шире: вся генетическая программа – строение мозга, центральная нервная система, прямохождение, строение руки и т.д. По наследству передаются многие заболевания, осложняющие процесс развития личности. Биогенетические концепции развития личности предают первостепенное значение именно этому фактору. Вспомните образные определения, как «голубая кровь», «белая кость», подчеркивающие значимость личности в зависимости не от ее достижений, а от происхождения.

Среда – это то, что окружает человека с момента его рождения: биологическая (организм матери), природная, географическая, социальная (семья, школа, СМИ, друзья, соседи и т.д.). Так называемая «обогащенная среда» (много игрушек, друзей, впечатлений, положительных эмоций) способствует более успешному психическому развитию личности ребенка.

Воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемых, в ходе которого осуществляется развитие личности. Целенаправленность воспитания играет огромную роль в развитии личности, так как позволяет через целенаправленное и систематическое воздействие уменьшать влияние неблагоприятной наследственности и среды.

• Перечисленные факторы являются основными, но не достаточными. Решающий фактор – это собственная активность личности, которая проявляется через самопознание, самовоспитание, самообразование и самоопределение.