5.4.4. Развитие, социализация и становление личности
Развитие – это последовательные, прогрессирующие (хотя и включающее в определенные моменты регресс) в целом необратимые количественные и качественные изменения психики.
З. Фрейд понимал развитие как культурное оформление инстинктов, Ж. Пиаже как развитие интеллекта, Л.С. Выготский как развитие высших психических функций. Психическое развитие всегда есть возникновение нового.
Развитие – основной способ существования личности, развитие психики является основным фактором развития личности, которое происходит в процессе деятельности и общения.
Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения социального опыта.
Социализация предполагает (Б.Г. Ананьев) становление человека как личности и как субъекта деятельности.
Стадии социализации:
• Первичная (от рождения до подросткового возраста) – ребенок некритически усваивает социальный опыт: адаптируется, приспосабливается, подражает.
• Индивидуализация – процесс субъективного восприятия социального опыта; появляется желание выделиться среди других, характерно критическое отношение к общественным нормам поведения. На данной стадии можно выделить промежуточную социализацию (подростковый возраст), когда все еще неустойчиво в мировоззрении и характере и концептуальную социализацию (18-25 лет), когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
• Интеграция – появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество. При благополучном исходе – человек принимается группой, обществом; при неблагополучном – могут быть разные варианты: сохранение своей непохожести и появление агрессии во взаимоотношениях с людьми; изменение себя, чтобы «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство.
• Трудовая стадия – охватывает весь период зрелости человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.
• После трудовая стадия (пожилой возраст) – стадия, когда человек вносит вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Становление личности – процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление.
Становление предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения. Экстраполируя себя в будущее, желая его, личность сама себя формирует, творит.
По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психологической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и качеств, накапливаются новые потенции развития.
Основные положения развития личности в деятельностном подходе выражаются в том, что личностные свойства формируются в процессах социализации, индивидуализации, инкультурации и самоактуализации.
Реализация процессов социализации и индивидуализации должна представлять собой сбалансированный процесс. Как «пересоциализированная» личность, так и чрезмерно «индивидуализированная» означает отклонение от оптимального развития, так как приводит к появлению личностных свойств, создающих психологические барьеры для жизни среди людей (например, от конформизма до полного игнорирования людей).
Инкультурация – это процесс усвоения индивидом духовного и культурного наследия предыдущих поколений.
Самоактуализация – процесс самопознания, саморазвития, самореализации, свидетельствующий о стремлении индивида к возможно более полному выявлению, использованию и развитию своего личностного потенциала.
- Раздел 2. Человек: индивид, субъект, личность
- Тема 5. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсальность
- Целостное представление о человеке
- Феномен человека
- 5.1.2. Трех составная суть человека
- 5.2. Понятие о человеке как индивиде
- 5.2.1. Классификация индивидных свойств человека
- 5.2.2. Возрастно-половые особенности человека
- 5.2.3. Индивидуально-типические свойства человека
- 5.2.4. Конституциональные различия
- Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека
- Проблема учета и овладения психодинамическими характеристиками человека в различных видах деятельности
- Понятие о человеке как субъекте
- Целостность психологической организации субъекта
- Профессионализация субъекта труда
- Человек как личность, индивидуальность и универсальность (духовное существование человека)
- 5.4.1. Понятие о личности
- 5.4.2. Этапы формирования личности в онтогенезе
- 5.4.3. Психологическая структура личности
- 5.4.4. Развитие, социализация и становление личности
- 5.4.5. Движущие силы и факторы развития личности
- 5.4.6. Человек как индивидуальность и универсальность