Целостность психологической организации субъекта
В психологии различают человека как субъекта жизнедеятельности и его же, как субъекта внутреннего, психологического мира.
Человек как субъект жизнедеятельности – это субъект изменений и развития основных условий своего бытия: природы, общества, культуры, своих способов действия.
Это понятие обозначает некоторый объективный, отнесенный к индивиду, осуществляющийся через его активные действия процесс.
Человек как индивид представляет собой природный организм, и в этом качестве есть предпосылка становления психического. Психология изучает телесность индивида с точки зрения материальной основы «выращивания» специфически человеческих способностей, с позиции изучения условий становления и развития психологических свойств и качеств, возможностей педагогического управления процессом их формирования.
Этот процесс имеет сложный противоречивый характер, что создает объективную необходимость в возникновении особой внутренней инстанции, в ее особом, человеческом качестве – сознательной, рефлексивной психики. Как отмечает в связи с этим К.А. Абульханова-Славская, «психика выступает как способность субъекта в широком смысле слова, как его возможность, активность, сила, или, точнее, «усилитель» и «проявитель», как его «организатор» или дезорганизатор, как его умение, способность разрешения возникающих в его жизнедеятельности противоречий, как «орган индивидуальности».
Важно отметить, что само человеческое тело уже есть самый первый уровень субъективного бытия человека и характеризуется оно двумя сугубо специфическими свойствам: прямохождением и речью.
Психологические структуры внутренней организации субъекта:
побуждения;
ориентации;
планирование, организация, направленность деятельности;
механизмы регуляции деятельности и способы ее осуществления.
Известный психолог П.Я. Гальперин писал: «Если, не вдаваясь в подробности, спросить себя прямо: для чего в реальной жизни, в поведении нужна психическая деятельность?.. – то вряд ли можно ответить иначе, чем следующим образом: на основе отражения проблемной ситуации субъект может сориентироваться в этой ситуации, предусмотреть результаты своих и чужих действий, изменить свои действия так, чтобы приспособить их к особенностям обстановки, избежать многих неудач и обеспечить успех действительного поведения».
Субъектность – это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека. Иначе говоря, субъектность есть центральное образование человеческой субъективности, а, следовательно, центральная категория психологии человека.
-
Содержание
- Раздел 2. Человек: индивид, субъект, личность
- Тема 5. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсальность
- Целостное представление о человеке
- Феномен человека
- 5.1.2. Трех составная суть человека
- 5.2. Понятие о человеке как индивиде
- 5.2.1. Классификация индивидных свойств человека
- 5.2.2. Возрастно-половые особенности человека
- 5.2.3. Индивидуально-типические свойства человека
- 5.2.4. Конституциональные различия
- Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека
- Проблема учета и овладения психодинамическими характеристиками человека в различных видах деятельности
- Понятие о человеке как субъекте
- Целостность психологической организации субъекта
- Профессионализация субъекта труда
- Человек как личность, индивидуальность и универсальность (духовное существование человека)
- 5.4.1. Понятие о личности
- 5.4.2. Этапы формирования личности в онтогенезе
- 5.4.3. Психологическая структура личности
- 5.4.4. Развитие, социализация и становление личности
- 5.4.5. Движущие силы и факторы развития личности
- 5.4.6. Человек как индивидуальность и универсальность