logo
ивидуальность c семинаром 3

5.4.2. Этапы формирования личности в онтогенезе

В своем индивидуальном развитии, от момента рождения до зрелости, каждый человек проходит тот же путь – от слияния с целым и зависимости от него, к обретению независимости. Здесь в качестве первичной социальной ячейки выступает диада «ребенок-мать» отношения с которой характеризуются некоторыми авторами как психологический симбиоз. Понятие симбиоза пришло из биологии, где оно означает форму совместной жизни двух видов животных или растений, при которой они удовлетворяют определенные потребности друг друга и тем самым друг от друга зависят; по отдельности они либо вообще не могли бы существовать, либо испытывали бы большие трудности. Этим же понятием психологи описывают отношения младенца с матерью: без нее он не в состоянии осуществлять свою жизнедеятельность, взаимодействовать с миром один на один. Она является для него одновременно частью его мира и посредником в его взаимодействии с ним.

Развитие ребенка приводит к постепенному освобождению от этой зависимости, которое проходит ряд этапов и критических точек.

Именно возрастные кризисы можно считать этапами формирования личности ребенка в онтогенезе.

1 этап. Кризис 1 года – у ребенка возникают аффективно заряженные представления, которые освобождают ребенка от скованности данной конкретной ситуацией, от диктата внешних воздействий (в том числе и идущих от взрослых), короче говоря, они превращают его в субъекта, хотя сам ребенок пока этого не осознает.

2 этап. Кризис 3-х лет – возникновение центрального личностного образования в виде «системы Я». В эту систему входит не только некоторое знание, но и отношение к себе (Я хороший).

3 этап. Кризис 7 лет – связан с появлением нового центрального для личности системного образования, которое обозначается термином «внутренняя позиция». Ребенок на рубеже 7 и 8 лет начинает воспринимать и переживать себя в качестве «социального индивида», и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию.

4 этап. Кризис подросткового возраста – развитие личности связано с возникновением самосознания, т.е. способностью направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая сложный мир своих переживаний. Этот уровень развития сознания порождает у подростков потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образом. Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию. И в конце переходного возраста возникает новообразование – самоопределение – это не только понимание себя, своих возможностей и стремлений, но и понимание своего места в человеческом обществе, и своего назначения в жизни.

Некоторые авторы обозначают четкий рубеж начала личности (достижение автономии) – 3-4 года. Но дело в том, что личность – это не однозначно описываемая структура, про которую можно сказать в каждом конкретном случае: она есть или ее нет. Скорее личность – это форма существования человека, которая поначалу занимает едва заметное место среди других более примитивных форм его существования, затем все больше и больше и, наконец, становится абсолютно преобладающей.

Существуют, конечно, ситуации, в которых даже взрослые зрелые люди как бы отказываются от того, чтобы стать личностью, действовать как личность. Это хорошо изученные психологами феномены толпы и паники, когда индивидуальное Я растворяется в едином массовом порыве.

Развитие личности не завершается с обретением автономности и самостоятельности. Оно проходит еще длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим – реализация заложенных в нее сил и способностей, третьим – преодоление своего ограниченного Я и отождествление с более общими глобальными ценностями.