logo
ивидуальность c семинаром 3

5.4.3. Психологическая структура личности

Понимание личности предполагает выделение ее элементов, установление характера их взаимосвязи и функционального назначения. Вопрос о структуре личности в разных теоретических школах решается неоднозначно.

В психоаналитической концепции личность рассматривается как система, состоящая из трех структурных элементов: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» представляет собой множество неосознаваемых и нравственно осуждаемых потребностей, мотивов и влечений, выполняющих энергетическую функцию. «Сверх-Я» – это система усвоенных человеком нравственных норм, запретов и ограничений. Они выступают в роли своеобразных нравственных ограничителей и контролеров на пути бессознательных влечений. «Я» – это сознание человека, представляющего собой арену борьбы «Оно» и «Сверх-Я» и поиска возможностей удовлетворения актуализированных потребностей и влечений.

К. Платонов (1906–1984) в структуре личности выделяет две подструктуры: биологически и социально обусловленную (Рис. 5.8.)

К. Платонов считал, что структура личности включает четыре уровня:

низший – составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства, темперамент, тип нервной системы, конституция тела);

второй – включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления, ощущений, восприятия, способностей), зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, воспитания;

третий – представлен индивидуальным социальным опытом человека, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения; эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения и имеет социальный характер;

высший – характеризует направленность личности, включающую интересы, взгляды, убеждения, идеалы человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки; эта подструктура наиболее социально обусловлена и формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Д.А. Леонтьев темперамент выносит за пределы структуры личности и выделяет три уровня:

экспрессивно-инструментальный (внешне выраженный) – к нему относятся характер, способности, роли (то, как мы человека видим);

содержательно-смысловой уровень – к нему относятся потребности, ценности, смыслы, отношения, конструкты, как система внутренних шкал, относительно которых человек оценивает мир;

экзистенциональный уровень – уровень рассмотрения личности, на котором мы сталкиваемся с такими трудноуловимыми феноменами как свобода (преодоление зависимостей, специфическая форма активности), ответственность (сознавание человеком своей способности выступать причиной изменений в мире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью) и духовность (широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей).

Б. Братусь выделяет составляющие структуры личности по принципу преобладающего в нем способа отношения к самому себе, другому человеку и окружающим людям и предлагает рассматривать структуру личности в виде трехуровневой системы:

эгоцентрический уровень – включает самоценное отношение к себе, направленное на личные выгоды и удобства при потребительском отношении к другим по принципу «нужный для меня человек – ненужный»;

группоцентрический уровень – выражает отношение к другому человеку в зависимости от того, входит он в значимую для личности группу (семью, трудовой коллектив, учебную или неформальную группу, нацию) или нет;

просоциальный уровень – допускает равноправное, равноценное отношение к другому человеку как высшему существу природы.

Развитие личности приводит к существенному изменению психологической природы человека – она становится социализированной. В качестве основных структурных компонентов личности (личностно образующих) можно выделить: потребностно-мотивационный, волевой, познавательный, эмоциональный, характер, способности и самосознание.

Потребностно-мотивационная сфера личности представляет систему устойчивых потребностей и мотивов. Они могут иметь форму интересов, убеждений, идеалов, мечты, влечений, желаний и установок. Эти личностные образования выступают как источники жизненной активности человека и придают его действиям энергетический потенциал. Без соответствующей мотивации никакие действия просто невозможны. Потребности и мотивы актуализируются в ситуациях, когда для нормального и благополучного существования человека чего-то недостает: пищи, информации, общения. Субъективно это переживается как состояние дискомфорта.

Воля – это система психических действий и механизмов сознательной саморегуляции и реализации человеком собственного поведения: деятельности, отдельных действий и актов общения (содействий). Такое поведение называют произвольным и именно оно характерно для человека как социального существа. Разновидностью произвольного поведения является поведение волевое. Необходимость в нем возникает в ситуациях препятствий и трудностей в реализации поставленных целей. В основе волевого поведения лежат психические действия: целеобразование, смыслообразование, принятие решения, постановка задачи, планирование, регулирование процесса реализации и контроль. Субъективно подобные действия переживаются в форме волевого усилия, напряжения, сомнения, чувства ответственности, принятия решения, представления результата действия и т.п.

Познавательная сфера складывается из системы взаимосвязанных познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания, которые обеспечивают ориентировку человека в окружающей действительности, в других людях и в самом себе, без которой невозможно выполнение практических действий; а также они служат инструментом получения и накопления жизненного опыта, составляют очень важную часть души человека и принимают самое непосредственное участие в построении и развитии внутреннего мира. Субъективно они представлены в форме всевозможных образов, представлений, мыслей, фантазий, воспоминаний и т.д.

Эмоциональная сфера представлена системой психических процессов непосредственного субъективного переживания жизненной значимости для себя предметов, явлений, событий. Субъективно они представлены в форме разнообразных по силе, знаку и продолжительности эмоций: радости, удивления, огорчения, удовольствия и т.п. Эмоциональные переживания актуализируются в ситуациях столкновения человека с жизненно значимыми ситуациями.

Характер – это система индивидуальных, устойчивых личностных свойств, проявляющихся в типичных для человека способах поведения в различных жизненных ситуациях и выражающих его отношение к людям, к деятельности, к Родине, к вещам, к себе.

Способности – устойчивые индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного освоения и выполнения какой-либо деятельности. Они выступают как своеобразные психологические средства (орудия) личности, делающие ее пригодной к деятельности. Субъективно способности проявляются в форме ощущения легкости выполнения деятельности, удовольствия от ее выполнения, интереса к ней, чувства озарения (инсайта) в момент открытия нового способа.

Самосознание – это особая личностная подструктура, выражающаяся в способности человека выделять себя как нечто самостоятельное, отдельное и отличное от всего окружающего. Благодаря самосознанию человек способен планировать свою деятельность, ставить перед собой жизненные цели, соотносить с ними свои возможности, управлять своими действиями, контролировать и оценивать себя, относиться к себе.

Критическими для актуализации самосознания представляются жизненные ситуации, требующие выделения самого себя в любых своих ипостасях и измерениях: как индивида, как субъекта какой-либо деятельности, как личности и как индивидуальности. По своей генетической основе это ситуации преодоления собственной индивидной сущности.

Субъективно самосознание выражается в переживании чувства «Я», которое является неотъемлемым компонентом любых действий. Самосознание (Я) является высшей инстанцией и духовной основой личности [41].