logo search
Арт-терапия и страхи

Урок и арт-терапия

1. Не совпадают приоритетные цели. Главное на уроках рисования - научить школьника основам  изобразительной деятельности. Присутствует нормативная отметка знаний, умений для данного возрастного периода.

            На арт-терапевтических занятиях основные цели - психотерапевтическая и коррекционная в сочетании с косвенной диагностикой. Отметки за работу не ставятся. Не применяются также оценочные суждения в плане: красиво - некрасиво, похоже - непохоже, правильно – неправильно.

Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения  представляют  большую ценность, нежели эстетическая сторона  продукта изобразительной деятельности.

2. На  уроках  содержание и порядок деятельности  учащихся  задается  и  строго контролируется учителем.

Арт-терапия, напротив, предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. Так, участники определяют замысел, форму, композиционное, цветовое и тональное решение, изобразительные материалы по своему желанию в соответствии с выбранной темой,  самостоятельно  контролируют  последовательность действий и работу в целом. За каждым человеком остается право выбирать меру участия в групповом  взаимодействии.

Важно не интерпретировать рисунки детей и не оцени­вать их поступки, предоставлять право на молчание и право выбора.

3. Отличается стиль общения, методы и приемы воспитательного взаимодействия. Психолог (педагог) на арт-терапевтических занятиях - равноправный партнер, «фасилитатор», по К. Роджерсу, (англ.  facilitate - облегчать, продвигать).

Арт-терапевтические техники направлены на достижение желаемых  изменений в психологическом самоощущении,  эмоциональную поддержку, выработку гуманно-ориентированных моделей поведения. 

Вмешательство руководителя в творчество группы нередко снижает терапевтический эффект занятия, особенно в случае авторитарного стиля взаимодействия.

4. Основные частные принципы арт-терапевтического взаимодействия созвучны гуманистической теории конгруэнтной коммуникации (Д. Джайнотт и другие). 

·          Поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ “Я”.

·          Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка.

·          Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.

·          Не применять негативных оценочных суждений, “ярлыков”, отрицательного программирования.

·          Не навязывать ребенку  способов деятельности и поведения вопреки его желанию.

·          Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка независимо от содержания, формы, качества.

 

Правила для специалиста по арт-терапии

·        В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждения.

 

Участник арт-терапевтического занятия (ребенок, подросток, взрослый):

v     может выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе;

v     вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения («включенность» в групповую коммуникацию во многом определяется этикой и мастерством психолога);

v     имеет право просто наблюдать за деятельностью группы или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.      

 

·        Принимаются и заслуживают одобрения все продукты творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы, эстетичности вида.

·        Принят запрет на сравнительные и оценивающие  суждения, отметки, критику, наказания.           

 

 

Кто же этот человек, 

который сидит внутри нас

и хочет выражать себя с помощью

маски того или другого персонажа?

А.П. Чехов.

 

Арт-терапия позволяет каждому оставаться самим собой, не испытывать неловкости, обиды от сравнения с другими участниками группы, продвигаться в развитии сообразно своей природе.

 

Самую большую помощь, как тонко подмечено Н. Роджерс, мы оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушиваемся» и проявляем уважение к его способности найти свой собственный ответ.

 

«Исцеляющими» факторами являются групповая сплоченность и поддержка, реализация альтруистической потребности, освоение новых ролей и проявление латентных качеств личности, получение обратной связи в условиях особой, демо­кратичной атмосферы, обусловленной равенством прав и ответственно­сти (по теории И. Ялома).

Данная статья была опубликована в N 47/2000 еженедельника "Школьный психолог"

ИСКУССТВО МЕТОДА

Арт-терапия — процесс творческий. Поэтому, наверное, стоит говорить не только о терапии клиента с помощью искусства, но и об искусстве арт-терапевта. Последнему приходится каждый раз по-новому выстраивать свою работу в зависимости от проблемы клиента, группы, ситуации и т.д.

Однако, как известно, импровизировать и творить легче, если знаешь теоретические основы метода и владеешь приемами практической работы. Говоря языком метафоры, намечая достичь солнца, надо бы для начала разобраться с лампой.