logo
Арт-терапия и страхи

И творческой деятельности

 

Тип:                                  терапия искусством

Класс:                              терапия творчеством

                                             (креативная терапия)

Подкласс:                        экспрессивная терапия

Семейства:

Ø       терапия творческим самовыражением

Ø       музыкальная терапия

Ø       игровая терапия

Ø       драматерапия

Ø       сказкотерапия

Ø       библиотерапия

Ø       танцевальная терапия

Ø       телесно-двигательная терапия

Ø       арт-терапия            

Виды арт-терапии:

Ø       изотерапия (рисуночная терапия)

Ø       визуальная (терапия образами)

Ø       медитативное рисование

Ø       мультимедийная (интегративная)

 

Самая крупная таксономическая единица (тип) - терапия искусством связывает все научные и прикладные направления, имеющие общее основание: использование в «лечебных целях» различных форм художественной деятельности субъекта, продуктов его творчества или прославленных шедевров.

Арт-терапия – одна из составляющих более широкой категории – терапии искусством.

Термин «терапия творчеством» (или креативная терапия) логично рассматривать как более узкий относительно категории «терапия искусством», но более широкий, системообразующий по отношению к нижеследующим. Данная категория объединяет группу направлений, основанных на различных видах творческой деятельности участников (рисование, драма, танец, музицирование и проч.).

 

В терапевтическом мире, основанном на гуманистических принципах, за невербальной и/или метафорической экспрессией зарезервирован термин «экспрессивная терапия» (от англ. - выражающий, выразительный). Это - комплекс разнообразных форм творческого (художественного) самовыражения с применением движения, рисования, живописи, скульптуры, музыки, письма, вокализации, импровизации, - в условиях, обеспечивающих поддержку человека с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления (Н. Роджерс).

«Экспрессивная терапия представляет собой процесс самоисследования посредством любой художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глубин. Эта терапия не сводится к созданию «приятной» картины. Она не является танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое переписывается вновь и вновь в целях достижения совершенства» (Н. Роджерс).

Таким образом, категория экспрессивной терапии описывает широкий подкласс явлений, включая наряду с арт-терапией и другие самостоятельно развивающиеся направления.  (Противоположность – аналитическая терапия, психоанализ).

При общих методологических основаниях (искусство, творческая деятельность, художественная экспрессия) различаются акценты в содержании, методах, формах работы.

К примеру, драма-терапия в качестве лечебного фактора использует средства театрального искусства и ролевой игры. Музыкальная терапия основана на воздействии музыки, библиотерапия - на литературном сочинении и творческом прочтении художественных произведений.

Вместе с тем в настоящее время развиваются так называемые интегративные арт-формы (арт-драма, музыкальная арт-терапия). Их идентификационная характеристика – виды арт-терапии. Название подчеркивает дополнительное использование приемов и техник, принадлежащих фонду других направлений.

 

Еще одно замечание относительно терминов: изотерапия, рисуночная терапия, терапия изображением, а также визуальная или терапия образами. Если первая группа – это разные названия одного феномена, то визуальную терапию одни специалисты рассматривают узко, имея в виду только рисунки. По мнению других, речь должна идти о более широком явлении - многообразных формах визуализаций.

Предложенная схема не исчерпывает всех оснований для классификации. За ее пределами остались некоторые «разветвления»: гештальт ориентированная, динамически ориентированная арт-терапия, а также самостоятельные направления: арт-психотерапия (медицинская арт-терапия), арт-терапия в социальной сфере, арт-терапия в образовании.

 

Метафора.

Представим предложенную схему в образе живого дерева, почвой для которого является искусство и, соответственно, терапия искусством. Разветвленные, мощные корни этого дерева – терапия творчеством. Могучий ствол – экспрессивная терапия – держит на себе молодые и зрелые ветви различных «терапий», связанных с художественным самовыражением и экспрессией. Представим самостоятельные, процветающие, сильные ветви музыкальной, танцевальной, драматической, игровой и других «терапий». Рядом с ними растут и развиваются остальные ветви этого замечательного дерева и, конечно же, арт-терапия, листочки и плоды которой – различные ее виды и разновидности.

«Дерево, которое растет в обе стороны»...

 

Итак, релятивность понятия «терапия» оправдывает его введение в понятийный аппарат психологии и педагогики.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.

 

Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе – не пациент как больной человек, а личность, стремя­щаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. Так, Ф. Ницше подчеркивал, что здоровье - не свобода от болезни, а способность человека с ней справляться. Именно эта способность актуализируется в процессе изобразительного творчества.

 

Внутреннее "Я" человека проявляется в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, пишет картину,  лепит скульптуру. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы, воспоминания детства,  сновидения). При их словесном описании могут возникать затруднения. Поэтому невербальные средства зачастую становятся основными для  выражения и прояснения сильных переживаний.

С позиций феноменологии творческий продукт клиента рассматривается как выражение внутреннего переживания, часть его личности.

 

*  В арт-терапии используются элементарные художественные средства и не требуется предыдущего опыта в рисовании.

 

* Субъекты арт-терапевтического процесса: участник (клиент) и арт-терапевт, - взаимодействуют между собой вербально на симво­лическом, ассоциативном уровне и посредством невербальной, визуальной коммуникации через продукты творчества.

 

Участники передвигаются от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими.

 

Условия (по вертикали от сессий к сессии, по горизонтали – на каждой сессии).

·          Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим).

·          Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях).

·          Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом).

·          Креативность.

 Сам процесс спонтанного творчества.

 

Стадии терапевтического процесса:

·          воспроизведение (вспоминание событий и воспроизведение информации);

·          припоминание – когнитивный образ (знаю, что...);

·          реконструкция (эмоциональная включенность в творческий процесс, в воспоминания; эмоциональное переживание);

·          повторное переживание (эмоциональное выражение прошлых событий);

·          разрешение (сила, доверие, совладание, установление связей между существующей проблемой и другими событиями).

 

В процессе арт-терапии человек сначала пребывает в роли художника, затем становится наблюдателем и со временем инициирует ощущение целостности и гармоничности своего образа Я.

... Я жил как Другой. Это тот, кем меня учили быть, но кем я не являюсь.

П. Коэльо.

Схема 1. Создание продукта (спонтанное творчество) ® отчуждение ® рефлексия ® осознание ® изменение отношения ® новый образ Я ® самопринятие

 

Основа арт-терапии:

создание терапевтической среды:

физическая безопасность (правила - контракт; запрет физической агрессии);

психологическая безопасность (конфиденциальность, доверие, постоянство обстановки, присутствие арт-терапевта, структура сессии);

создание терапевтических отношений (уважение, исключительная сосредоточенность на клиенте, поддержка, использование метафор и символических смыслов, невербальное общение, осознание переноса и контрпереноса).

 

 

 

Схема 2.

Схема взаимодействия: клиент – изобразительные средства и изобразительный продукт – арт-терапевт.

 

Специфические особенности арт-терапии.

- трансформация художественного продукта

- сопереживание

- сотворчество

 

Сессия

В структуре арт-терапевтического занятия логично выделить две основные  части. Одна - невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения – изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации.

Другая часть - вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации.

Структура занятия. Основные процедуры.

 (Этапы названы условно. Их количество может варьировать в зависимости от цели, темы, темпа работы участников.)

1.         Настрой («разогрев»).

2.         Актуализация  визуальных,  аудиальных,  кинестетических ощущений.

3.         Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы).

4.         Этап вербализации (активизация  вербальной  и невербальной    коммуникации).

5.         Коллективная работа (театрализация, ритуальная драматизация) или работа в парах; малых группах.

6.         Заключительный этап. Рефлексивный анализ.

 

Многие арт-терапевтические упражнения построены на приемах визуализации с закрытыми глазами. Предлагая такую инструкцию, следует иметь в виду различия в психологических типах участников. По данным Р. Ассаджиоли, экстравертированным людям проще воображать с закрытыми глазами, потому что открытые глаза сразу же начинают непроизвольно искать какой-нибудь внешний объект. Следовательно, именно закрытые глаза помогают экстравертам «повернуть» собственное внимание в «сторону» внутреннего мира. Интроверты, напротив, сталкиваются с большими проблемами, закрывая глаза, поскольку их интерес и без того направлен вовнутрь, а разнообразные «внутренние» картины и прочие психические процессы вытесняют из головы объект визуализации.