logo
Арт-терапия и страхи

Не простое обучение

В зарубежной литературе каждую встречу психотерапевта (в том числе и арт-терапевта) с клиентом или группой принято называть сессией. Поскольку в русском языке это слово имеет иное устоявшееся значение, чаще используется термин «занятие».

Однако арт-терапевтические занятия принципиально отличаются от уроков. Как отмечает В. Беккер-Глош, это связано не только с возможностью творческого самовыражения человека в условиях контакта с психотерапевтом, но и с тем, что в арт-терапевтической работе изобразительная продукция обретает символическое измерение.

Согласно К. Рудестаму, в арт-терапевтическом контексте занятия изобразительным искусством носят спонтанный характер, в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению рисованию или рукоделию. Важно, что при использовании изобразительного искусства в качестве терапевтического средства специальная подготовка и художественные таланты пациентов не играют роли. Большое значение имеют творческий акт и особенности внутреннего мира творца. Ведущий должен поощрять участников выражать свои внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

Арт-терапия, безусловно, отличается от обучения изобразительному искусству.

Прежде всего, не совпадают приоритетные цели.

На уроках рисования, как известно, главное — научить ребенка основам изобразительной деятельности. Причем знания, умения, навыки должны соответствовать определенным для данного возрастного периода нормативам. Уровень их сформированности у каждого ученика оценивается в баллах.

На арт-терапевтических занятиях основная цель — проведение терапевтической и коррекционной работы в сочетании с косвенной диагностикой и решением некоторых воспитательных задач. За работу отметки не ставятся. Не применяются также оценочные суждения (красиво — некрасиво, похоже — непохоже, правильно — неправильно). Искренность, открытость, спонтанность в выражении чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения — все это представляет бо’льшую ценность, нежели эстетическая сторона продукта изобразительной деятельности.

На уроках учителем задается содержание деятельности учащихся и строго контролируется исполнение.

Напротив, арт-терапия предоставляет участникам высокую степень свободы и самостоятельности. Поощряется спонтанный характер творческой деятельности. Участники определяются с замыслом, выбирают форму, материалы, цвета в соответствии с выбранной темой, сами контролируют последовательность действий. За ребенком остается право выбирать меру участия в групповой работе. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.

Психолог на арт-терапевтических занятиях — равноправный партнер каждого участника. Он, говоря языком К. Роджерса, — фасилитатор (англ. facilitate — облегчать, продвигать) (4). Арт-терапевтические техники направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, на эмоциональную поддержку, на выработку у детей гуманно-ориентированных моделей поведения.