Урок и арт-терапия
1. Не совпадают приоритетные цели. Главное на уроках рисования - научить школьника основам изобразительной деятельности. Присутствует нормативная отметка знаний, умений для данного возрастного периода.
На арт-терапевтических занятиях основные цели - психотерапевтическая и коррекционная в сочетании с косвенной диагностикой. Отметки за работу не ставятся. Не применяются также оценочные суждения в плане: красиво - некрасиво, похоже - непохоже, правильно – неправильно.
Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения представляют большую ценность, нежели эстетическая сторона продукта изобразительной деятельности.
2. На уроках содержание и порядок деятельности учащихся задается и строго контролируется учителем.
Арт-терапия, напротив, предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. Так, участники определяют замысел, форму, композиционное, цветовое и тональное решение, изобразительные материалы по своему желанию в соответствии с выбранной темой, самостоятельно контролируют последовательность действий и работу в целом. За каждым человеком остается право выбирать меру участия в групповом взаимодействии.
Важно не интерпретировать рисунки детей и не оценивать их поступки, предоставлять право на молчание и право выбора.
3. Отличается стиль общения, методы и приемы воспитательного взаимодействия. Психолог (педагог) на арт-терапевтических занятиях - равноправный партнер, «фасилитатор», по К. Роджерсу, (англ. facilitate - облегчать, продвигать).
Арт-терапевтические техники направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, эмоциональную поддержку, выработку гуманно-ориентированных моделей поведения.
Вмешательство руководителя в творчество группы нередко снижает терапевтический эффект занятия, особенно в случае авторитарного стиля взаимодействия.
4. Основные частные принципы арт-терапевтического взаимодействия созвучны гуманистической теории конгруэнтной коммуникации (Д. Джайнотт и другие).
· Поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ “Я”.
· Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка.
· Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.
· Не применять негативных оценочных суждений, “ярлыков”, отрицательного программирования.
· Не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию.
· Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка независимо от содержания, формы, качества.
Правила для специалиста по арт-терапии.
· В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждения.
Участник арт-терапевтического занятия (ребенок, подросток, взрослый):
v может выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе;
v вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения («включенность» в групповую коммуникацию во многом определяется этикой и мастерством психолога);
v имеет право просто наблюдать за деятельностью группы или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.
· Принимаются и заслуживают одобрения все продукты творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы, эстетичности вида.
· Принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.
Кто же этот человек,
который сидит внутри нас
и хочет выражать себя с помощью
маски того или другого персонажа?
А.П. Чехов.
Арт-терапия позволяет каждому оставаться самим собой, не испытывать неловкости, обиды от сравнения с другими участниками группы, продвигаться в развитии сообразно своей природе.
Самую большую помощь, как тонко подмечено Н. Роджерс, мы оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушиваемся» и проявляем уважение к его способности найти свой собственный ответ.
«Исцеляющими» факторами являются групповая сплоченность и поддержка, реализация альтруистической потребности, освоение новых ролей и проявление латентных качеств личности, получение обратной связи в условиях особой, демократичной атмосферы, обусловленной равенством прав и ответственности (по теории И. Ялома).
Данная статья была опубликована в N 47/2000 еженедельника "Школьный психолог"
ИСКУССТВО МЕТОДА
Арт-терапия — процесс творческий. Поэтому, наверное, стоит говорить не только о терапии клиента с помощью искусства, но и об искусстве арт-терапевта. Последнему приходится каждый раз по-новому выстраивать свою работу в зависимости от проблемы клиента, группы, ситуации и т.д.
Однако, как известно, импровизировать и творить легче, если знаешь теоретические основы метода и владеешь приемами практической работы. Говоря языком метафоры, намечая достичь солнца, надо бы для начала разобраться с лампой.
- Страх - дело серьезное Коррекция страхов методами арт-терапии
- Материалы
- Первый этап — настрой (разогрев)
- Второй этап — актуализация эмоции страха
- Третий этап — индивидуальная работа
- Четвертый этап — коллективная работа
- Пятый этап — рефлексия
- Случай с никитой
- Советы взрослым
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru Теоретические основы арт-терапии подростка
- И творческой деятельности
- Урок и арт-терапия
- Не простое обучение
- Правила арт-терапии
- Мера структурированности
- Литература
- Общие рекомендации
- Тема занятия
- Структура занятия Первый этап. Настрой
- Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений
- Третий этап. Индивидуальная изобразительная работа
- Четвертый этап. Активизация вербальной и невербальной коммуникации
- Пятый этап. Коллективная работа в малых группах
- Шестой этап. Рефлексивный анализ
- Техническое оснащение
- Упражнения для настроя Упражнение «Зеркало»
- Упражнение «Рисование в воздухе»
- Упражнение «Слепой — поводырь»
- Упражнение «Путаница»
- Упражнение «Прогулка по...»
- Задание «Могу позволить себе играть как ребенок...»
- Групповое рисование по кругу
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru
- Креативные технологии в подростковом тренинге
- Погружение 1
- Визуализация «Затонувшие сокровища»
- Раб кольца
- Рисование имени
- Коллаж «Великие люди, носившие мое имя»
- Мое имя на разных языках
- Жемчужина
- Метафорический автопортрет
- Автопортрет
- Грани моего я
- Встреча с Нептуном Задача: содействие осознанию своих границ.
- Прошлое, настоящее, будущее
- Окружающая среда
- Герб и символ
- Сон героя
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru
- «Карта эмоций»
- Основные этапы:
- 1. Настрой.
- 2. Индивидуальная работа.
- 3. Этап вербализации.
- 4. Коллективная работа.
- 5. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.
- Комментарии
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru
- Использование манки в арт-терапевтической работе
- Основные этапы:
- 1. Настрой.
- 2. Индивидуальная работа.
- 3. Работа в парах.
- 4. Этап вербализации.
- 6. Заключительный этап.