Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru Теоретические основы арт-терапии подростка
Людмила Дмитриевна Лебедева
доктор педагогических наук, профессор,
и.о. декана педагогического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, научный руководитель курсов повышения квалификации по cпециальности «Педагогика и психология» - специализация «Арт-терапия» (Ульяновск).
Популярность арт-терапии создает две полярности взглядов: или панацея, или модное веяние.
Вот она - цена непонимания - либо Бог, либо дьявол.
Ричард Бах.
«Все позволено, но не все полезно».
Апостол Павел.
Понятие
Термин «арт-терапия» был введен Адрианом Хиллом (1938г.) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях.
Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическими эффектами.
Искусство само по себе обладает целительным действием (Э. Крамер).
Арт-терапия, согласно англоязычному оригиналу (в дословном переводе) - художественная терапия; акцент не на искусство вообще, а на визуальные искусства.
* В англоязычных странах «Art Therapy» рассматривается в контексте так называемых визуальных (пластических) искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна и прочих форм творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.
Это не только рисунки, живопись, работа с глиной, пластилином, а также объекты и композиции из различных природных и поделочных материалов.
Все это – изобразительная деятельность, и психологические закономерности ее развития едины. (Л.С. Выготский, Ю.А. Полуянов).
Art; artist – искусство, художник.
«Therapеia» (от греч. - забота, уход, лечение).
Лечение – 1) избавление от чего-либо; 2) «социально-психологическое врачевание» (изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности средствами спонтанной художественной деятельности).
Эволюция понятия «арт-терапия» отражает процессы обособления трех самостоятельных направлений:
· медицинского;
· социального;
· педагогического.
В основе - применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего, гармонизирующего фактора.
Терапия отвлекающими впечатлениями
Терапия занятостью (с целью обучения больных и отвлечения их от переживаний, связанных с болезнью)
Трудовая терапия и социальная реабилитация (на основе производственной деятельности лиц, проходящих лечение и реабилитацию).
Терапией трудовой деятельностью
(ремесла и прочие виды художественного творчества)
Арт-терапия в иерархии направлений на основе искусства
- Страх - дело серьезное Коррекция страхов методами арт-терапии
- Материалы
- Первый этап — настрой (разогрев)
- Второй этап — актуализация эмоции страха
- Третий этап — индивидуальная работа
- Четвертый этап — коллективная работа
- Пятый этап — рефлексия
- Случай с никитой
- Советы взрослым
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru Теоретические основы арт-терапии подростка
- И творческой деятельности
- Урок и арт-терапия
- Не простое обучение
- Правила арт-терапии
- Мера структурированности
- Литература
- Общие рекомендации
- Тема занятия
- Структура занятия Первый этап. Настрой
- Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений
- Третий этап. Индивидуальная изобразительная работа
- Четвертый этап. Активизация вербальной и невербальной коммуникации
- Пятый этап. Коллективная работа в малых группах
- Шестой этап. Рефлексивный анализ
- Техническое оснащение
- Упражнения для настроя Упражнение «Зеркало»
- Упражнение «Рисование в воздухе»
- Упражнение «Слепой — поводырь»
- Упражнение «Путаница»
- Упражнение «Прогулка по...»
- Задание «Могу позволить себе играть как ребенок...»
- Групповое рисование по кругу
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru
- Креативные технологии в подростковом тренинге
- Погружение 1
- Визуализация «Затонувшие сокровища»
- Раб кольца
- Рисование имени
- Коллаж «Великие люди, носившие мое имя»
- Мое имя на разных языках
- Жемчужина
- Метафорический автопортрет
- Автопортрет
- Грани моего я
- Встреча с Нептуном Задача: содействие осознанию своих границ.
- Прошлое, настоящее, будущее
- Окружающая среда
- Герб и символ
- Сон героя
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru
- «Карта эмоций»
- Основные этапы:
- 1. Настрой.
- 2. Индивидуальная работа.
- 3. Этап вербализации.
- 4. Коллективная работа.
- 5. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.
- Комментарии
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru
- Использование манки в арт-терапевтической работе
- Основные этапы:
- 1. Настрой.
- 2. Индивидуальная работа.
- 3. Работа в парах.
- 4. Этап вербализации.
- 6. Заключительный этап.