15. Особенности психического развития в раннем детстве. Роль предметно-манипулятивной деятельности в психическом развитии.
Социальная ситуация.
В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность- - простейшая форма идентификации. чувство доверия к людям — готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.
- усвоение культурных способов употребления предметов.
во-первых взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
во-вторых он организует действия и движения ребёнка;
в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.
Предметная деятельность как ведущая деятельность раннего детства.
Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними
Д.Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем возрасте по двум основным направлениям.
Первая линия развития: от развитие действия от совместного с взрослым до самостоятельного исполнения.
• Взрослый берет ручонки ребенка и производит ими действия.
• Взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его -ребенок знает, что произойдет в результате выполнения действия.
-исполнения действия на основе показа. – речевое указание, -действие ребенка
Вторая линия - линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ним у самого ребенка.
Неспецифическое(к. 1 г) — специфическое (после 2л) использование предметов
В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).
Игровая деятельность.
1. манипулируют с предметом так, как им показал взрослый.
2. Очень скоро, однако, ребенок начинает переносить способ действия взрослого на другие предметы.
3. В дополнение к сюжетным игрушкам дети начинают широко использовать всевозможные предметы в качестве заместителей отсутствующих предметов.:
2. Особенности общения.
1. «Немые» формы руководства становятся уже недостаточными,
2.. Если с детьми общаются мало, ограничиваясь уходом за ними, то они резко отстают в развитии речи. С другой стороны, если взрослые в общении с ребенком пытаются ловить каждое желание ребенка, исполнять все, что он хочет, по первому жесту, ребенок может долго обходиться без Речи.
Развитие психических функций в раннем возрасте
Речь.
Пассивная речь в развитии опережает активную.
Первое языковое "открытие", описанное В. Штерном. каждый предмет имеет свое название.
В начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен однословного предложения. "Кукла", - "Мама, дай куклу".
Второе языковое "открытие" — это "открытие" флективной природы языка, описанное: слова в предложении связаны между собой путем изменения окончаний.
Фонематический слух опережает развитие артикуляции. происходит переход от указательной к номинативной обозначающей
Автономная речь ребенка исчезает.
К 1 году словарь ребенка — 10 слов;
К 1г.8м. - 100 слов;
К 2 г. — 300 слов и более;
К 3 г. - 1000-1500 слов. 1 года до 2 лет - происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности 44, 45 полей и всей зоны Брока.
В итоге, между 1,5 и 2 годами у ребенка появляются первые не односложные предложения (из 2-3 слов).
В возрасте 2-2,5 года речь — из главных предложений, которые между собой не связаны или связаны такими союзами как «и», «и вот», «и еще». Приблизительно с 2,5 лет в речи детей появляются придаточные предложения,
К двухлетнему возрасту формирование фонематического слуха ребенка с нормальным интеллектом в основном заканчивается.
К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка.
И.П. Сеченов:
1-1,5 года — каждое слово означает конкретный предмет («мама», «ляля», «елка»)
1,5-3 года появляется множественное число («мамы», «ляли», «елки»)
Восприятие.
Годовалый ребенок не способен последовательно, систематически осмотреть предмет. Как правило, он выхватывает какой-то один бросающийся в глаза признак и реагирует только на него, по нему опознает предметы. Усвоив слово «пти» (птичка), ребенок называет так все предметы, имеющие крылья.
Зрительное соотнесение предметов: в начале раннего возраста ребенок, прикладывая нижнюю половину матрешки к верхней, ребенок обнаруживает, что она не подходит, берет другую, снова прикладывает, пока, наконец, не найдет нужную.
Причем сначала дети начинают выполнять выбор по форме, потом - по величине, потом - по цвету.
В 3 года (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).
Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм.
Воображение. Работает как механизм. В своих играх ребенок обычно воспроизводит действия и ситуации, заимствованные от взрослых, не строя собственного замысла. Слушая сказку про деда и бабу, он тут же вспоминает собственных дедушку и бабушку, а слушая про волка, представляет конкретное изображение на картинке.
К концу раннего возраста ребенок нередко стремится «сочинять» собственные сказки, рассказы. Это, однако, не более чем мозаичное варьирование собственным опытом.
Особенности памяти, Преобладают в данный период двигательная и эмоциональная память.
Память в раннем возрасте полностью непроизвольна: никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить что-либо ребенок не выполняет. Развивается и долговременная память.
Мышление. переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, к их установлению. На первых порах установление новых связей происходит путем практических проб, причем на помощь ребенку нередко приходит случайность. переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (конец раннего возраста).
Задачи более сложные им либо не решаются вовсе, либо решаются в наглядно-действенном плане.
формирование обобщений - мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Например, слово «часы» ребенка учат относить и к маленьким ручным часам, и к будильнику, и к большим стенным часам Операция классификации. При решении задачи группировки предметов по их признакам дети в первую очередь ориентируются.
2,5 года - предметы уже классифицируются детьми по каким-либо существенным признакам, им присущим. В качестве таких признаков детьми последовательно выделяются и используются цвет, форма и величина предмета.
- 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение
- 3. Стратегии исследования психического развития ребенка: стратегия наблюдения.
- 4. Стратегии исследования психического развития ребенка: стратегия констатирующего эксперимента.
- 5. Стратегии исследования психического развития ребенка: стратегия формируются о эксперимента.
- 6. Исторический анализ понятия "детство". Категория "развитие" в психологии.
- 7. Понятие возраста. Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии.
- 1. Понятие возраста в психологии
- 1) Стадии развития интеллекта по ж. Пиаже.
- 1 Уровень: преднравственная Страх наказания (4-1о лет).
- 11 Уровень: конвенциальная Стыд перед окружающими людьми (10-13 лет).
- 111 Уровень: Постконвенциальная Совесть (13 лет...).
- 8. Периодизация личностного развития э.Эриксона
- 9. Возрастная периодизация психического развития л.С. Выготского.
- 10. Ведущий вид деятельности в различные возрастные периоды.
- 11. Понятие «зоны ближайшего развития» и «зоны актуального развития». Их теоретическое и практическое значение.
- 12. Развитие ребенка в период новорожденности (психофизические особенности новорожденности. Рефлексы и их значение. Новообразования, комплекс оживления)
- 13. Развитие ребенка в период младенчества (социальная ситуация развития, эмоциональная жизнь ребенка, характеристика психических процессов, новообразования)
- 14. Кризис одного года.
- 15. Особенности психического развития в раннем детстве. Роль предметно-манипулятивной деятельности в психическом развитии.
- 4. Проявление личности в раннем возрасте
- 16.Причины и сущность кризиса 3-х лет. Роль этого явления в психическом развитии ребенка.
- 17. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Игровая и изобразительная деятельность дошкольника
- 18. Развитие психических функций и коммуникативных навыков в дошкольном возрасте.
- 19. Психологические особенности формирования самосознания, мотивационной, эмоциональной сферы дошкольника.
- 20. Кризис семи лет.
- 21. Проблема психологической готовности ребенка к школе. Основные трудности адаптации ребенка к школе.
- 23. Левшевство, леворукость, профиль латеральности, графическое и бытовое функциональное превосходство. Причины левшевства. Теории о природных способностях «левшей».
- 24. Школьные трудности леворуких детей.
- 26. Особенности общения в младшем школьном возрасте.
- 27. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
- 28. Особенности развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте.
- 30. Акселерация и ретардация в детском и подростковом возрасте. Теории акселерации и ретардации.
- 31. Особенности психологического кризиса подросткового возраста.
- 33. Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.
- 34. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков
- 35. Особенности поведения подростков с различными акцентуациями характера.
- 36. Особенности эмоционально-волевой сферы подростков.
- 37. Причины отклоняющего поведения подростков. Особенности личности «трудных» подростков.
- 1 «Трудные дети» — дети, которым трудно
- 2. Факторы становления агрессивного поведения подростков
- 3.1 Влияние группы на поведение подростка.
- 4. Рекомендации к общению с подростками разных типов поведения в группе
- 38. Социальная ситуация развития в период ранней юности.
- 39. Психологические проблемы мотивации учения и профессиональной ориентации в юношеском возрасте.
- 40. Особенности познавательной деятельности в юношеском возрасте.
- 41. Особенности становления личности старшеклассника.
- 42. Формирование мировоззрения в юношеском возрасте. Особенности развития самосознания в ранней юности.
- 43. Развитие межличностных отношений в юношеском возрасте.
- 44. Психологические особенности ранней взрослости.
- 46. Психологические особенности периода зрелости.
- 47. Причина и сущность кризисов периода старости.
- 48. Психологические особенности стареющего человека. Пути самореализации в старости.