logo search
Malkina_piyh_I

4.6.6. Групповая терапия с детьми

Групповые дискуссии и упражнения помогают детям решить для себя, кому в этом мире они могут доверять, а с кем следует быть осторожными. Задачей терапии является не только помощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной сексуальным злоупотреблением, но и формирование у него жизненных навыков, соответствующих возрасту. Процесс групповой терапии ориентирован на социализацию ребенка. Он способствует формированию здоровых взаимоотношений детей друг с другом и учит их уважать как свои права, так и права других. Одна из главных целей групповой терапии – помочь ребенку развивать самоконтроль и умение вести себя согласно нормам, принятым в обществе. Помимо этого, участие в групповых занятиях повышает самооценку. Именно в ходе групповой работы психотерапевтам легче всего показать ребенку, ставшему жертвой сексуального злоупотребления, что не только он испытывает подобные страхи и сомнения. У детей появляется возможность в спокойной и доброжелательной обстановке разобраться в собственных противоречивых чувствах. Таким образом, именно групповая терапия является оптимальной формой работы с детьми, пережившими сексуальное злоупотребление, поскольку в процессе такой работы у них снижается чувство изолированности, развиваются навыки общения, появляется возможность проанализировать внутренние конфликты и переживания. Детям – жертвам сексуального злоупотребления очень трудно по собственной инициативе обсуждать происшедшее с ними. Поэтому групповая терапия с жертвами насилия, в частности сексуального, особенно эффективна при наличии директивной и структурированной программы (Мэнделл, Дамон, 1998).

Обычно групповая структурированная терапия происходит по принципу от простого к сложному. Переход к проблемному, болезненному материалу происходит только тогда, когда участники терапии к этому готовы, следовательно, групповая терапия может продолжаться достаточно долго, например до полугода. Группа обычно встречается раз в неделю в фиксированное время, продолжительность сессии от 45 минут до 1,5 часа, в зависимости от возраста детей. По количеству участников детские группы должны быть небольшими, до 7–8 человек.

Для отбора детей для участия в групповой терапии необходимо собрать о них как можно больше информации, касающейся:

? личностных особенностей;

? особенностей раннего развития;

? динамики внутрисемейных отношений.

Необходимо оценить:

? уровень эмоционально-волевой регуляции ребенка: насколько он способен себя контролировать, концентрировать внимание, придерживаться групповых правил;

? уровень интеллектуального развития ребенка: насколько он в состоянии понимать инструкции и выполнять групповые задания;

? психическое состояние ребенка на данный момент: если ребенок находится в состоянии эмоционального срыва или в глубокой депрессии, участие в групповой терапии не даст положительных результатов;

? уровень сопротивления ребенка групповой работе. Если ребенок активно отрицает произошедшее насилие или испытывает глубокие чувства вины и стыда, к работе в группе он не готов, сначала рекомендуется провести индивидуальную терапию.

В любом случае необходимо провести две или три индивидуальные встречи с каждым ребенком, чтобы подготовить его к групповой работе: снизить тревожность, ознакомить с целью занятий, поговорить про конфиденциальность и недопустимость насмешек в группе по поводу случившегося с другим ребенком.

Необходимо провести работу и со взрослыми: проинформировать их о целях и задачах групповой работы, обговорить вопрос конфиденциальности и заключить контракт, в котором родитель дает согласие на участие ребенка в групповой работе.

Детям, пережившим насилие, особенно младшим, показаны однополые терапевтические группы.

Для работы с детьми, пережившими насилие, особенно сексуальное, имеет значение пол ведущего, поэтому с девочками рекомендуется работать женщине, а с мальчиками – мужчине.

Группы должны быть закрытыми.

Последние 20–30 минут каждого занятия детям предлагают свободно пообщаться друг с другом, чтобы отдохнуть от эмоционально сложной групповой работы.

Другие приоритетные задачи групповой терапии можно сформулировать следующим образом:

? изменение агрессивных форм поведения по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе;

? проработка травмирующих ситуаций, изменение смысла переживаний;

? возможность новой интерпретации пережитого;

? осознание и развитие эмоциональной сферы;

? погружение ребенка в атмосферу уважения, доверия, принятия;

? развитие базовых социально-психологических навыков;

? восстановление позитивного отношения к окружающей действительности;

? расширение представлений о мире;

? развитие позитивной перспективы будущего;

? создание системы поддержки в настоящее время и на будущее;

? возвращение ребенка к нормальной жизни.

Можно выделить несколько этапов групповой терапии с детьми (Платонова, Платонов, 2004).

Этап 1. Формирование доверительных отношений

На данном этапе работы необходимо решить следующие задачи: создать условия, обеспечивающие позитивные отношения между детьми; определить групповые нормы и правила, принять соглашение о соблюдении установленных ограничений; предоставить участникам возможность выражать собственные эмоции, связанные с переживанием стыда; обучить участников группы умению выражать собственные чувства вербально; подготовить детей к работе с неприятными и противоречивыми чувствами, связанными с ситуацией насилия (гневом, страхом, печалью, стыдом, виной, чувством отверженности и беспомощности).

На первом этапе могут быть использованы следующие практические задания:

1) знакомство;

2) совместный групповой рисунок на любую тему;

3) интервью;

4) «Так же как и ты, я…» (поиск сходства в интересах, предпочтениях, занятиях);

5) дискуссия «Друзья – кто они такие?»;

6) ролевые игры – «Девичник», «В походе» (в ролевых играх терапевт распределяет роли, чтобы позволить детям отреагировать собственные проблемы и понять, почувствовать и принять проблемы других);

7) «Мои чувства и чувства других»;

8) «Как я определяю чувства других людей»;

9) «Вербальные и невербальные средства для выражения различных чувств».

Этап 2. Исследование ситуации насилия и ее последствий

Основные задачи второго этапа включают в себя: анализ совместно с членами группы рассказа о травматических переживаниях; помощь в анализе отношения к насильнику; помощь в анализе чувства вины и ответственности в ситуации насилия; обучение открытому проявлению своих чувств и эмоций; подготовка детей к общению с официальными социальными структурами.

На втором этапе могут использоваться следующие практические занятия:

1. «Как это произошло» (работа в парах);

2. «Письмо обидчику»;

3. «Мой портрет глазами других» (реакция взрослых и детей на открытие тайны насилия);

ролевые игры:

1. «Сохраняем тайну»;

2. «Раскрываем тайну»;

3. «Заседание суда»;

4. «Встреча с обидчиком»;

5. «Моя семья».

Этап 3. Формирование альтернативного способа поведения

Основные задачи третьего этапа включают в себя: формирование личностного ресурса, позволяющего поверить в себя, собственные силы и возможности для создания адекватной личностной и половой идентификации; разрушение образа жертвы и выявление новых возможностей для заботы о себе и других; предоставление адекватной информации по вопросам полового развития и репродукции, особенностям построения отношений между мужчиной и женщиной; формирование открытости в отношениях детей и взрослых; завершение терапевтической работы.

Основные практические упражнения третьего этапа:

1. Коллаж «Каким я вижу себя»;

2. Рисунки «Мое будущее», «Мой жизненный путь»;

3. Показ видеофильма «Опасные ситуации» с анализом и обсуждение моделей продуктивного поведения в этих ситуациях;

4. Фильм «Половое созревание»;

5. Ответы терапевтов и участников группы на вопросы о сексе;

6. Анкета «С тех пор, как я в группе».

Завершающий этап терапии призван помочь участникам увидеть «свет в конце тоннеля», переключить внимание с пережитой драмы на продолжение нормальной жизни. На последних сессиях затрагиваются такие темы, как самооценка, умение отстаивать свои права, особенности половой идентификации мальчиков и девочек. Благодаря последовательности представленной программы дети – жертвы насилия и их родители обретают возможность продуктивной жизни.

Окончание групповой терапии должно восприниматься детьми как значительное достижение, которое необходимо отметить в виде общего праздника, на котором отмечаются успехи детей.

В соответствии с основной идеей настоящего справочника, более подробно в данном разделе представлены два тренинга: для младших и старших подростков, направленных в первую очередь не столько на проработку травмы, сколько на личностное развитие в целом. Тренинг с детьми, пережившими сексуальное насилие, подробно изложен в следующих работах: Мэнделл, Дамон, 1998; Малкина-Пых, 2005.