Методика проведения исследования
Методика многостороннего исследования личности включает набор утверждений, которые испытуемому предлагается признать верными или неверными. Эти утверждения предъявляются испытуемому в виде комплекта карточек, которые исследуемый должен разложить в ящички, обозначенные словами «верно» и «неверно», либо в виде брошюры, к которой прилагается бланк для ответов. При предъявлении теста в виде карточек используются 384 утверждения. В брошюрном варианте, более удобном для массовых исследований, число утверждений сокращено до 377 за счет утверждений, затрагивающих сексуальную сферу, которые при массовых обследованиях вызывают нежелательные затруднения.
Приводим инструкцию для брошюрного варианта.
В этой брошюре содержатся утверждения, касающиеся состояния Вашего здоровья и Вашего характера. К брошюре приложен бланк ответа.
Напишите свою фамилию и другие сведения о себе на верхней строке бланка ответа.
Читайте каждое утверждение и решайте, ВЕРНО ли оно по отношению к Вам.
Не тратьте времени на раздумье. Наиболее естественна та реакция, которая первой приходит в голову.
3. Номер на бланке ответа соответствует номеру утверждения.
Если Вы решили, что данное утверждение ВЕРНО, то перечеркните на бланке ответов косым крестиков' левый квадратик рядом с соответствующим номером.
Если утверждение по отношению к Вам НЕВЕРНО, перечеркните косым крестиком квадратик, расположенный справа от соответствующего номера.
Внимательно прочтите и отметьте на бланке ответов все утверждения, ни одного утверждения не пропускайте. Возможно, некоторые утверждения Вам будет трудно отнести к себе, тогда постарайтесь сделать наилучший предположительный выбор. Прочтите и отметьте на бланке ответов все утверждения.
Если утверждение по отношению к Вам бывает и верно и неверно, выбирайте решение в соответствии с тем, что бывает чаще.
Если утверждение по отношению к Вам бывает верно и неверно в разные периоды Вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время.
При сомнениях помните, что всякое утверждение, которое Вы не можете расценить по отношению к себе как верное, следует считать неверным.
Не следует бояться ошибиться в выборе, поскольку верно или неверно каждое утверждение, определяется только по отношению к Вам и в соответствии с Вашим собственным мнением.
Если Вы не можете принять решения самостоятельно, то запишите номер утверждения для консультации, но старайтесь, чтобы таких утверждений было как" можно меньше. Не забудьте пропустить номер этого утверждения на бланке ответов.
10. При расшифровке результатов исследования содержание утверждений не учитывается. Вся дальнейшая обработка проводится по номеру, который имеет каждое утверждение, поэтому Вы можете быть совершенно откровенны.
При предъявлении теста в виде комплекта карточек в инструкции изменяется только редакция пунктов, 3 и 4 (испытуемому предлагается не отмечать свой выбор
на бланке ответов, а положить карточки в соответствующий ящичек).
Исследование должно проводиться в отдельной комнате, где ничто не отвлекает внимания испытуемого. Если исследуются одновременно несколько человек, необходимо постоянное присутствие лица, проводящего исследование. При исследовании одного испытуемого присутствие экспериментатора (врача или психолога) обязательно только в том случае, если этого требует состояние испытуемого (например, при работе с некоторыми категориями душевнобольных). Если испытуемый обращается за консультацией, экспериментатор не должен подсказывать ответ или разъяснять смысл утверждения, он может напомнить, что испытуемый должен руководствоваться собственным пониманием утверждений и собственным к ним отношением или указать на соответствующий пункт инструкции.
По окончании исследования на бланк ответа последовательно накладываются планшеты—«ключи» и подсчитывается первичный результат по каждой из оценочных и клинических шкал (каждой шкале соответствует свой «ключ»). К первичному результату добавляются доли первичного результата, полученного по шкале К, в указанных ниже пропорциях (см. стр. 44). С учетом этой поправки на каждой шкале на специальной карте (см. рис. 1) отмечается величина результата. Линия, соединяющая эти точки (отдельно для оценочных и отдельно для клинических шкал), образует профиль методики многостороннего исследования личности, который интерпретируется специалистом (см. главу «Основы интерпретации»). Сам тест и «ключи» представляются лицам, имеющим соответствующую квалификацию в процессе освоения ими методики во избежание положения, при котором «психодиагностические методы применяет кто-либо, не имеющий соответствующей квалификации и правомочия, и принимает на основании полученных результатов диагностические решения»1.
Следует отметить, что психологическая или психиатрическая подготовка сама по себе еще не обеспечивает квалифицированного применения методики. Такое применение возможно только после направленного ее изучения.
- Оглавление
- Введение
- Об анкетных методах исследования личности
- Тест mmpi общие сведения
- Выбор утверждений
- Стандартизация и валидизация
- Основные шкалы теста
- Оценочные шкалы теста
- Измерение результата
- Методика многостороннего исследования личности проблемы адаптации теста
- Модификация и рестандартизация
- Стандартизация методики многостороннего исследования личности
- Процедура стандартизации
- Методика проведения исследования
- Основы интерпретации
- Оценочные шкалы
- Шкала l
- Шкала f
- Шкала к
- Клинические шкалы
- Шкалы невротической триады
- Вторая шкала. Тревога и депрессивные тенденции
- Первая шкала. Соматизация тревоги
- Третья шкала. Вытеснение факторов, вызывающих тревогу
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Четвертая шкала. Реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Пятая шкала. Выраженность мужских и женских черт характера
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Шестая шкала. Ригидность аффекта
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Седьмая шкала. Фиксация тревоги и ограничительное поведение
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Восьмая шкала. Аутизация
- Девятая шкала. Отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Нулевая шкала. Социальные контакты
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Использование методики многостороннего исследования личности для изучения психофизиологических соотношений
- Психовегетативные соотношения при транзиторной гипертонии
- Психосоматические отношения при нарушениях сна
- Психофизиологические соотношения при различных уровнях поражения лимбико-гипоталамо-ретикулярного комплекса
- Применение методики многостороннего исследования личности для психогигиенических исследований Общие сведения
- Сверхточные личности.
- Ригидные личности.
- Демонстративные личности.
- Циклотимические личности.
- Аутичные личности.
- Неуправляемые личности.
- Группы больных неврозами, психопатиями и психозами.
- Особенности личности и адаптации студента
- Особенности личности и успешность деятельности
- Особенности личности и успешность деятельности студентов
- Особенности личности и успешность профессиональной деятельности (на примере исследований специалистов водного транспорта)
- Особенности личности и мотивация достижения
- Заключение