logo search
Березин, Мирошников, Рожанец - Методика многостороннего исследования личности

Методика проведения исследования

Методика многостороннего исследования лично­сти включает набор утверждений, которые испытуемо­му предлагается признать верными или неверными. Эти утверждения предъявляются испытуемому в виде ком­плекта карточек, которые исследуемый должен разло­жить в ящички, обозначенные словами «верно» и «не­верно», либо в виде брошюры, к которой прилагается бланк для ответов. При предъявлении теста в виде кар­точек используются 384 утверждения. В брошюрном ва­рианте, более удобном для массовых исследований, чис­ло утверждений сокращено до 377 за счет утверждений, затрагивающих сексуальную сферу, которые при массо­вых обследованиях вызывают нежелательные затруд­нения.

Приводим инструкцию для брошюрного варианта.

В этой брошюре содержатся утверждения, касающиеся состоя­ния Вашего здоровья и Вашего характера. К брошюре приложен бланк ответа.

  1. Напишите свою фамилию и другие сведения о себе на верх­ней строке бланка ответа.

  2. Читайте каждое утверждение и решайте, ВЕРНО ли оно по отношению к Вам.

Не тратьте времени на раздумье. Наиболее естественна та ре­акция, которая первой приходит в голову.

3. Номер на бланке ответа соответствует номеру утверждения.

Если Вы решили, что данное утверждение ВЕРНО, то пере­черкните на бланке ответов косым крестиков' левый квадратик ря­дом с соответствующим номером.

Если утверждение по отношению к Вам НЕВЕРНО, перечерк­ните косым крестиком квадратик, расположенный справа от соот­ветствующего номера.

  1. Внимательно прочтите и отметьте на бланке ответов все ут­верждения, ни одного утверждения не пропускайте. Возможно, не­которые утверждения Вам будет трудно отнести к себе, тогда по­старайтесь сделать наилучший предположительный выбор. Прочти­те и отметьте на бланке ответов все утверждения.

  2. Если утверждение по отношению к Вам бывает и верно и неверно, выбирайте решение в соответствии с тем, что бывает чаще.

  3. Если утверждение по отношению к Вам бывает верно и не­верно в разные периоды Вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время.

  4. При сомнениях помните, что всякое утверждение, которое Вы не можете расценить по отношению к себе как верное, следует считать неверным.

  5. Не следует бояться ошибиться в выборе, поскольку верно или неверно каждое утверждение, определяется только по отношению к Вам и в соответствии с Вашим собственным мнением.

  6. Если Вы не можете принять решения самостоятельно, то за­пишите номер утверждения для консультации, но старайтесь, чтобы таких утверждений было как" можно меньше. Не забудьте пропус­тить номер этого утверждения на бланке ответов.

10. При расшифровке результатов исследования содержание утверждений не учитывается. Вся дальнейшая обработка проводится по номеру, который имеет каждое утверждение, поэтому Вы можете быть совершенно откровенны.

При предъявлении теста в виде комплекта карточек в инструкции изменяется только редакция пунктов, 3 и 4 (испытуемому предлагается не отмечать свой выбор

на бланке ответов, а положить карточки в соответству­ющий ящичек).

Исследование должно проводиться в отдельной ком­нате, где ничто не отвлекает внимания испытуемого. Если исследуются одновременно несколько человек, не­обходимо постоянное присутствие лица, проводящего исследование. При исследовании одного испытуемого присутствие экспериментатора (врача или психолога) обязательно только в том случае, если этого требует состояние испытуемого (например, при работе с некото­рыми категориями душевнобольных). Если испытуемый обращается за консультацией, экспериментатор не дол­жен подсказывать ответ или разъяснять смысл утверж­дения, он может напомнить, что испытуемый должен руководствоваться собственным пониманием утвержде­ний и собственным к ним отношением или указать на соответствующий пункт инструкции.

По окончании исследования на бланк ответа после­довательно накладываются планшеты—«ключи» и подсчитывается первичный результат по каждой из оценоч­ных и клинических шкал (каждой шкале соответствует свой «ключ»). К первичному результату добавляются доли первичного результата, полученного по шкале К, в указанных ниже пропорциях (см. стр. 44). С учетом этой поправки на каждой шкале на специальной карте (см. рис. 1) отмечается величина результата. Линия, соединяющая эти точки (отдельно для оценочных и от­дельно для клинических шкал), образует профиль ме­тодики многостороннего исследования личности, кото­рый интерпретируется специалистом (см. главу «Осно­вы интерпретации»). Сам тест и «ключи» представля­ются лицам, имеющим соответствующую квалификацию в процессе освоения ими методики во избежание поло­жения, при котором «психодиагностические методы применяет кто-либо, не имеющий соответствующей ква­лификации и правомочия, и принимает на основании по­лученных результатов диагностические решения»1.

Следует отметить, что психологическая или психиатрическая подготовка сама по себе еще не обеспечивает квалифицированного применения методики. Такое применение возможно только после направленного ее изучения.