Случай с никитой
Никите 9 лет. Родители привели его лечиться от страха. Им показалось, что мальчик изменился после смерти дедушки, на похоронах которого он присутствовал. То есть Никита из жизнерадостного, подвижного, общительного ребенка неожиданно стал молчаливым, замкнутым. Подолгу задумчиво сидел у окна, грустил, иногда тихонько плакал. В общении с психологом Никита рассказывал, что не боится темноты, спокойно остается дома один, играет в компьютерные «страшилки». Про смерть человека пытался говорить по-взрослому, «философствовал». На арт-терапевтическом занятии он долго рисовал дерево в нижней части листа обычным простым карандашом, еле-еле прикасаясь к бумаге. Листочки прорисовывал тщательно, будто с любовью. Казалось, что рисунок дерева напоминает образ человека. Но рассказ был про другое. Никита назвал его «Жизнь». «Вообще-то я деревья рисую не так. Не знаю, почему таким получилось. Наверное, видел в лесу весной, когда мы с мамой, папой и собакой Витой гуляли. Учительница говорит, что деревья могут погибнуть, если кору съедят гусеницы. Это дерево точно погибнет. Ему ничем не помочь. Я сам виноват». История была необычной и очень грустной. Ребята старались помочь Никите и его дереву. Задавали вопросы, предлагали разные способы лечения. С одним из них мальчик согласился. Он решил дорисовать на стволе ремешок. Сказал, что дереву от этого, наверное, станет лучше. «Знаете, раньше богатыри такие пояса носили и силы у них было немерено. Никто не мог их победить». Далее выяснилось, что Вита — спаниель. И стало видно, что дерево напоминает собаку с длинными ушами. Позже мама Никиты, только взглянув на рисунок сына, сразу заметила: «Так это же наша Вита»! В жизни мальчика произошло следующее. В лесу собаку отпустили побегать. Ее поводок привязали на талию Никиты. Собака уже болела, и надежды на выздоровление почти не оставалось. Мальчику об этом не говорили. Вита часто отдыхала, прислонившись к дереву. Никита пытался играть с ней и незаметно потерял поводок. Когда это выяснилось, мама с горечью сказала, что теперь Вита обязательно умрет, есть такая примета (действительно, вскоре собаки не стало). Эти слова не были укором, просто — мысли вслух. Однако чувство вины надолго поселилось в душе ребенка. Так взрослые, сами того не желая, могут стать причиной невротических отклонений у детей. Нередко эмоциональные состояния и оценочные суждения родителей как бы «заражают» ребенка опасениями, страхами. Например: «Не подходи к собаке — укусит!», «Не подходи к воде — утонешь». «Как только отведу ребенка в детский сад, так на следующий день обязательно заболеет», — говорит мать в присутствии малыша. «Не будешь есть суп — пойдем к врачу делать укол!» Постепенно ребенок начинает бояться детского сада, врачей, уколов, всего на свете. Обсуждение различных опасностей, разговоры о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отрицательно влияют на психику маленького человека. Взрослому необходимо правильно выбирать интонацию, мимику, слова, чтобы передать ему уверенность и спокойствие. Например, ребенку, который увидел мышь, можно сказать: «Она такая маленькая и сама нас боится». Приведу случай из жизни. В парке очень большая собака неожиданно подбежала к малышу, понюхала, а потом лизнула в щеку. Ребенок замер, сморщил носик и только собрался громко зареветь, как увидел добрую улыбку на лице мамы. Она протягивала руку к морде собаки. Мальчик подождал, пока сенбернар вернулся к хозяину, подошел к маме и с гордостью заявил: «А меня собака на вкус попробовала!» Как правило, уговоры, обращенные к разуму ребенка, не способствуют решению проблемы, поскольку страх — иррациональное явление. Лучше помогают «охранительные» советы (по аналогии с ситуацией в произведении Н.В. Гоголя «Вий» — очерченный мелом круг). Дети обычно и сами придумывают счастливые талисманы: монетки, цветные стеклышки, мягкие игрушки и др., которые оберегают их от несчастья, неприятностей, потерь. Страхи зачастую появляются как следствие нарушенных взаимоотношений ребенка с социальным окружением. Среди многообразия причин этого явления — конфликтные семьи, асоциальное поведение кого-нибудь из близких родственников, неприятие ребенка, излишняя требовательность, критические замечания, обещание наказаний, угрозы, запугивание или, наоборот, гиперопека (сверхзаботливое отношение).
- Страх - дело серьезное Коррекция страхов методами арт-терапии
- Материалы
- Первый этап — настрой (разогрев)
- Второй этап — актуализация эмоции страха
- Третий этап — индивидуальная работа
- Четвертый этап — коллективная работа
- Пятый этап — рефлексия
- Случай с никитой
- Советы взрослым
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru Теоретические основы арт-терапии подростка
- И творческой деятельности
- Урок и арт-терапия
- Не простое обучение
- Правила арт-терапии
- Мера структурированности
- Литература
- Общие рекомендации
- Тема занятия
- Структура занятия Первый этап. Настрой
- Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений
- Третий этап. Индивидуальная изобразительная работа
- Четвертый этап. Активизация вербальной и невербальной коммуникации
- Пятый этап. Коллективная работа в малых группах
- Шестой этап. Рефлексивный анализ
- Техническое оснащение
- Упражнения для настроя Упражнение «Зеркало»
- Упражнение «Рисование в воздухе»
- Упражнение «Слепой — поводырь»
- Упражнение «Путаница»
- Упражнение «Прогулка по...»
- Задание «Могу позволить себе играть как ребенок...»
- Групповое рисование по кругу
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru
- Креативные технологии в подростковом тренинге
- Погружение 1
- Визуализация «Затонувшие сокровища»
- Раб кольца
- Рисование имени
- Коллаж «Великие люди, носившие мое имя»
- Мое имя на разных языках
- Жемчужина
- Метафорический автопортрет
- Автопортрет
- Грани моего я
- Встреча с Нептуном Задача: содействие осознанию своих границ.
- Прошлое, настоящее, будущее
- Окружающая среда
- Герб и символ
- Сон героя
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru
- «Карта эмоций»
- Основные этапы:
- 1. Настрой.
- 2. Индивидуальная работа.
- 3. Этап вербализации.
- 4. Коллективная работа.
- 5. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.
- Комментарии
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru
- Использование манки в арт-терапевтической работе
- Основные этапы:
- 1. Настрой.
- 2. Индивидуальная работа.
- 3. Работа в парах.
- 4. Этап вербализации.
- 6. Заключительный этап.