Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
Сочетание пика профиля на шестой шкале с пиком на первой характерно для лиц, у которых беспокойство за состояние физического здоровья развивается на базе аффективной ригидности. При этом число неприятных физических ощущений невелико, но значимость соматических ощущений и их влияние на поведение весьма высоки. При этом обычно имеется не неопределенное беспокойство о состоянии своего здоровья, а хорошо разработанная концепция заболевания. В тех случаях, где разработка подобной концепции не полностью устраняет тревогу, отмечаются повышения профиля также на второй и на седьмой шкалах. Чем выше шестая шкала по отношению к первой, тем меньшую роль играет собственно соматизация и тем больше значение ригидного аффекта и генерализованной паранояльной установки. При выраженном пике профиля на шестой шкале, особенно если он существенно выше, чем пик на первой, забота о состоянии соматического здоровья выступает только как тема, с помощью которой выражается аффективная ригидность и формируются трудно корригируемые концепции или даже ипохондрический бред (в последнем случае обычно имеется выраженный пик и на восьмой шкале).
Сочетание пика профиля на шестой и второй шкалах отражает выраженную дисгармоничность, поскольку выявляет одновременное существование депрессивных тенденций (при которых высокая симбиотичноеть приводит к блокаде гетероагрессивности) и аффективной ригидности (при которой механизм переноса вины предполагает реализацию гетероагрессивных тенденций). Такой профиль развивается либо при возникновении аффективно насыщенных концепций у исходно субдепрессивных личностей, либо в тех случаях, когда исходная аффективная ригидность и чувство враждебности окружающих приводят к ощущению разрыва .межличностных связей, что сопровождается тревогой и (или) депрессивными реакциями.
В любом из названных случаев трудности в межличностных связях увеличиваются: стремление избежать разочарования, ограничивающее контакты личностей тревожных и субдепрессивных, сочетается с ожиданием враждебных или недобросовестных действий окружающих, характерным для аффективно ригидных личностей.
Эти трудности существенно нарушают социальную адаптацию и в первую очередь деятельность, связанную с общением.
В клинических случаях тревожность или подавленность (в зависимости от картины профиля на девятой и в меньшей степени седьмой шкалах), сочетающиеся с ощущением неудовлетворенности, несправедливости со стороны окружающих или враждебности, наблюдаются даже при умеренных пиках профиля. Обычно при этом выражено повышение профиля на шкале F, пропорциональное тяжести состояния. Если при таком типе профиля отмечается повышение его и на первой шкале, то проявление беспокойства по поводу физического здоровья (иногда связывающееся с реальной патологией) не устраняет серьезных эмоциональных нарушений. У лиц с этим типом профиля возможно развитие сензи-тивного бреда или тяжелых дисфоричеоких эпизодов.
О глубокой дисгармоничности свидетельствует также сочетание пиков на шестой и третьей шкалах, которое указывает на сочетание стремления ориентироваться на внешнюю оценку (с вытеснением отрицательных сигналов исходящих из окружения) и ощущения враждебности со стороны окружающих (с фиксацией и идеаторной переработкой сигналов, которые могут свидетельствовать о такой враждебности).
Аналогичным образом это относится к сочетанию ориентировки на ситуационно обусловленное поведение (отражаемой в пике профиля на третьей шкале) со склонностью к следованию ригидным концепциям (характерной для личностей, профиль которых определяется пиком на шестой шкале).
В результате сочетания этих тенденций лица с описанным типом профиля подавляют свою подозрительность и агрессивность при осуществлении социальных контактов, декларируя свое положительное отношение к окружающим и ситуации. Однако агрессивность проявляется (подобно тому как это имеет место при сочетании пиков на третьей и четвертой шкалах) в степени обратнопропорциональной социальной дистанции, причем враждебность к близким (или кому-либо из близких) либо не осознается, либо получает рациональное объяснение. В любом случае агрессивность и эгоцентричность подобных индивидуумов затрудняет правильную ориентацию таких личностей в ближайшем окружении.
При блокировании указанных тенденций у них возникает тревога и напряженность, обычно умеренно выраженная, при этом наблюдается подъем профиля и на второй шкале. Иногда для давления на окружающих используются немногочисленные, но упорные соматические жалобы, при этом пик на шестой шкале обычно сочетается не с изолированным пиком на третьей шкале, а с конверсионным V.
При сочетании пиков на шестой и четвертой шкалах склонность к асоциальному поведению, характерная для лиц, профиль которых определяется пиком на четвертой шкале, возрастает за счет сочетания пренебрежения морально-этическими нормами, обычаями, правилами, запретами со способностью к стойкой реализации этой тенденции. В связи с этим еще более возрастают трудности социальной адаптации и уменьшается эффективность корригирующих мероприятий. Чем выше шкала по отношению к четвертой, тем больше некорригируемые асоциальные проявления сменяются стойкой недоброжелательностью по отношению к окружающим. Личности с профилем подобного типа, как правило, отличаются угрюмостью или дисфорически-злобным аффектом, склонностью к упорным возражениям и в этой связи трудны и неприятны в общении.
При большой выраженности описываемого сочетания пиков и высокой активности (выраженное повышение на девятой шкале) можно опасаться вспышек агрессивности.
Открытые проявления нетерпимости, враждебности, подозрительности у лиц, профиль которых определяется пиком на шестой шкале, будут при прочих равных условиях тем более выражены, чем более выражены у испытуемого мужские характерологические черты (снижение уровня профиля на пятой шкале у мужчин и повышение его у женщин).
- Оглавление
- Введение
- Об анкетных методах исследования личности
- Тест mmpi общие сведения
- Выбор утверждений
- Стандартизация и валидизация
- Основные шкалы теста
- Оценочные шкалы теста
- Измерение результата
- Методика многостороннего исследования личности проблемы адаптации теста
- Модификация и рестандартизация
- Стандартизация методики многостороннего исследования личности
- Процедура стандартизации
- Методика проведения исследования
- Основы интерпретации
- Оценочные шкалы
- Шкала l
- Шкала f
- Шкала к
- Клинические шкалы
- Шкалы невротической триады
- Вторая шкала. Тревога и депрессивные тенденции
- Первая шкала. Соматизация тревоги
- Третья шкала. Вытеснение факторов, вызывающих тревогу
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Четвертая шкала. Реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Пятая шкала. Выраженность мужских и женских черт характера
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Шестая шкала. Ригидность аффекта
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Седьмая шкала. Фиксация тревоги и ограничительное поведение
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Восьмая шкала. Аутизация
- Девятая шкала. Отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Нулевая шкала. Социальные контакты
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Использование методики многостороннего исследования личности для изучения психофизиологических соотношений
- Психовегетативные соотношения при транзиторной гипертонии
- Психосоматические отношения при нарушениях сна
- Психофизиологические соотношения при различных уровнях поражения лимбико-гипоталамо-ретикулярного комплекса
- Применение методики многостороннего исследования личности для психогигиенических исследований Общие сведения
- Сверхточные личности.
- Ригидные личности.
- Демонстративные личности.
- Циклотимические личности.
- Аутичные личности.
- Неуправляемые личности.
- Группы больных неврозами, психопатиями и психозами.
- Особенности личности и адаптации студента
- Особенности личности и успешность деятельности
- Особенности личности и успешность деятельности студентов
- Особенности личности и успешность профессиональной деятельности (на примере исследований специалистов водного транспорта)
- Особенности личности и мотивация достижения
- Заключение