logo search
КСР Саутина ПХ 2 курс

3 Динамические процессы в совместной деятельности

В группах протекают следующие динамические процес­сы:

• давление на членов группы, способствующее их конфор­мизму и внушаемости;

• формирование социальных ролей, распределение группо­вых ролей;

• изменение активности членов: возможны феномены фасилитации — нарастание энергии человека в присутствии других людей; феномены ингибиции — затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности че­ловека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди;

• изменение мнений, оценок, норм поведения членов груп­пы: феномен «групповая нормализация» — формирование усредненного группового стандарта-нормы,

• феномен «групповой поляризации, экстремизации» — при­ближение общегруппового мнения к какому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискован­ным, чем решение, принимаемое индивидуально; феномен подчинения авторитету в сочетании с феноме­ном атрибуции ответственности, когда человек приписы­вает ответственность за все происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе.

Социальная фасилитация проявляется в том, что при­сутствие других возбуждает, и это социальное возбуждение усиливает доминирующую реакцию человека, в результате чего он лучше выполняет простые и хорошо знакомые действия в присутствии других людей, напри­мер, велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером. В сложных задачах, где правильный ответ не напрашивается сам со­бой, присутствие людей и возникшее в связи с этим воз­буждение приводит к неправильной реакции, к ухудшению деятельности, к ингибиции.

Н. Кострелл предположил, что обеспокоенность челове­ка тем, как его оценивают другие люди, «боязнь оценки» вызывает эффекты фасилитации и ингибиции, «боязнь оценки» помогает также объяснить, почему люди лучше работают, если их «содеятели» чуть-чуть опережают их, почему эффект социальной фасилитации проявляется ярче всего, когда наблюдатели нам незнакомы и за ними труд­но уследить. Соревнование как разновидность социального взаимодействия — яркий пример социальной фасилитации, улучшения результатов деятельности людей в присутствии и сравнении друг с другом. Но социальная фасилитация проявляется тогда, когда личные усилия каждого человека могут быть оценены индивидуально. Но если люди складывают свои усилия для достижения общей цели и при том каждый не отвечает за совместный результат, результаты работы не оцениваются индивидуально, то в этом случае люди склонны прилагать меньше усилий, проявляя социальную леность, в результате коллективная работоспособность группы часто не превышает половины от суммы работоспособности ее членов. Групповая ситуация деятельности уменьшает боязнь оценки, дает возможность «прятаться за чужие спины», переложить ответственность на всех, снижает возбуждение и активность членов группы. Возможно выделить своеобразный тип «зайцев» — людей, получающих какую-либо выгоду от группы, но мало дающих взамен. Когда вознаграждение делится поровну, неза­висимо от личного вклада, каждый из участников получа­ет большее вознаграждение на единицу своих усилий, если он паразитирует, проявляет социальную леность. Люди в группе меньше бездельничают, если групповая задача вы­зывающе трудна, притягательна, увлекательна, если чле­ны группы — друзья, а не чужие друг другу люди, если возможен учет личного вклада и человек воспринимает свой вклад как незаменимый.

Социальная фасилитация показывает, что группа мо­жет возбуждать людей, а социальная леность демонстриру­ет, что в группе ответственность может размываться, а когда возбуждение и размывание ответственности комби­нируются, то нормативное сдерживание значительно осла­бевает, и вместе люди начинают делать то, что они не стали бы делать в одиночку, вплоть до преступных дей­ствий: происходит феномен деиндивидуализации — потери самоосознания и чувства личной ответственности людей в ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не кон­центрируют внимание на отдельном человеке,

Группа людей вынуждена искать согласие между члена­ми, чтобы обеспечить взаимодействие людей и функцио­нирование группы. Групповая активность означает, что люди действуют вместе определенным образом, что между ними существует некое разделение трупа и что налицо опреде­ленное взаимное приспособление различных линий инди­видуального поведения, В группе постепенно складываются групповые настроения, групповые мнения, группоиде цели, групповые нормы поведения, групповые ритуалы. Эти фе­номены взаимодействия объединяют людей, как бы упо­добляя их друг другу.

Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого чело­века, чем с собственным первоначальным ответом, т. е. по­ведение одного человека становится подобным поведению других людей.

В связи с проблемой социального влияния следует раз­личать конформность и внушаемость. Конформность — под­верженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. Внушаемость, иди суггестия — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, ис­кренне).

Различают а) внутреннюю личную конформность (ус­ваиваемая конформная реакция) — мнение человека действительно меняется под воздействием группы, человек соглашается, что группа права, и изменяет свое первона­чальное мнение в соответствии с мнением группы, впо­следствии проявляя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии труппы; б) демонстративное согласие с группой по разным причинам, чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей, при сохранении собственного мнения в глубине души (внешняя, публичная конформность).