1 Акмеологические основы самосовершенствования личности
Акмеологической (от греч. вершина) основой самосовершенствования личности выступает потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижении к собственным вершинам совершенства.
Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование - явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.
СЛ. Рубинштейн трактовал жизненный путь не только как движение человека вперед, но и движение вверх, к высшим, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности, завершение жизни - достижение не старости, упадка и смерти, а достижение личностного совершенства.
Самосовершенствование - это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.
В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между наличным уровнем личностного роста («Я-реальное») и некоторым воображаемым его состоянием («Я-идеальное»). Источники самосовершенствования находятся в социальном окружении. Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности специалиста. Причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.
Если источник самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса - внутри личности в виде мотивов личностного развития. Отсюда и прикладной вывод: чтобы успешно управлять процессом самосовершенствования, необходимо решать двуединую задачу создавать соответствующие условия и формировать соответствующие потребности.
Цель самосовершенствования недостижима никогда, она постоянно ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.
Не всякая деятельность - есть деятельность по самосовершенствованию. В любой деятельности можно вычленить две стороны - адаптивную и творческую. Последняя является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей, к сожалению, останавливаются в своем развитии на уровне адаптационных процессов.
Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов:
самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных я слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);
самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);
программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);
самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).
На всех этапах совершенствования своей личности важно поддерживать устойчивую положительную мотивацию и постараться избавится от когнитивных ограничений в отношении своих личностных возможностей.
- Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам:
- 2) Составьте краткий конспект
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему (по выбору):
- 2. Основные социальные процессы и поведение человека
- 3. Просоциальное и асоциальное поведение
- Глоссарий
- Тема 2: направленность личности Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему (по выбору):
- 1 Направленность в структуре личности
- 2 Потребности и мотивы в структуре направленности личности
- 3 Формы направленности личности
- 4 Самосознание и я-концепция
- Глоссарий
- Тема 3: Взаимодействие людей в малых группах Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему (по выбору):
- 1 Понятие группы. Психология малых групп
- Виды групп
- 3 Динамические процессы в совместной деятельности
- Глоссарий
- Тема 4: личность и группа как субъект и объект управления Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература:
- Дополнительная
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 1. Личность как объект правления и самоуправления
- 2. Личность и группа как субъекты управления
- 3. Организация как объект управления
- 4. Управленческие коммуникации в организации
- Глоссарий
- Тема 5: роль и психологические функции руководителя в системе управления Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему (по выбору):
- 1 Виды власти и стили руководства
- 2 Принятие управленческих решений
- 3 Особенности управленческого общения
- 4 Психологический климат в организации
- Глоссарий
- Вопросы для изучения:
- Литература:
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 1. Образование как общечеловеческая ценность
- 2. Две основные функции образования и соответствующие им образовательные модели
- 3. Образование как педагогический процесс
- Тема 2: современное состояние образования в республике беларусь Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам:
- 2) Составьте краткий конспект
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему (по выбору):
- 1 Мировые образовательные тенденции
- 2 Национальная система образования в Республики Беларусь и особенности её структуры
- 3 Позитивные и негативные тенденции в системе образования
- 4 Направления реформирования системы среднего и высшего образования в Республике Беларусь
- Глоссарий
- Тема 3: развитие, воспитание и социализация личности Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему:
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Роль обучения в развитии личности
- 3. Воспитание и формирование личности
- 4. Социализация личности
- Глоссарий
- Тема 4: социальное пространство воспитательного процесса Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему (по выбору):
- 1 Понятие социального пространства
- 2 Понятие семьи и семейного воспитания. Функции семьи
- 3 Типы семейного воспитания, особенности их влияния на ребёнка
- 4 Правовые основы семейного воспитания
- Глоссарий
- Тема 5: самосовершенствование личности Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщение на тему:
- 1 Акмеологические основы самосовершенствования личности
- 2 Пути и способы самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности
- 3 Особенности воспитания и самовоспитания, ориентированные на успех
- 4 Карьера человека как условие и уровень его самореализации
- Глоссарий