logo
КСР Саутина ПХ 2 курс

2. Личность и группа как субъекты управления

Субъекты управления - это отдельные люди или группы людей, наделенные управленческими полномочиями и осуществляющие или принимающие участие в управ­ленческой деятельности. Это могут быть лица, принимающие управленческие решения, менеджеры, руководители, работники аппаратов управления, а также члены коллегиальных органов управления - советов, президиумов, комитетов, комиссий.

В широком смысле слова, к числу субъектов управления может быть причислен любой активный член социальной группы в той мере, в какой он влияет на ее функ­ционирование. Даже в том случае, если он является самым низшим звеном в системе управления, то есть рядовым исполнителем приказов начальства. Ибо любой под­чиненный, как отмечает Л.Д. Столяренко, «имеет определенную личностную мотивацию, свое понимание и оценку поставленных перед ним задач, проявляет избирательное отношение »к личности руководителей, что в значительной степени влияет на результат его деятельности и общую эффективность достижения цели в системе управления».

Совместная деятельность членов группы определяет ее формальную структуру, которая утверждается руководством. В организациях - это статусно-ролевой состав, перечень профессионально-квалификационных компетенции, сроки выполнения планируемых задач, степень контроля со стороны руководства. Такую социальную группу или управленческую структуру часто называют командой, которую в целом можно тоже считать субъектом управления.

Для команды характерны открытое обсуждение проблем, хорошая циркуляция информации, взаимозависимость сотрудников. Гибкий, уверенный в себе и членах команды руководитель действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества.

Влияние на членов группы при командном подходе основано не столько на статус но-ролевом положении, сколько на профессионализме и компетентности.

Однако особое место среди них занимают руководители или менеджеры, обобщенную характеристику которых составляют биографические данные, способности, авторитет, подготовленность, статус, деловые и моральные качества.

В книге Е.В. Мещеряковой «Психология управления» приводятся двенадцать правил хорошего руководителя:

1. Руководитель должен быть не погонщиком, а ведущим за собой, полагаясь на содействие и помощь тех, кого он ведет.

2. Руководитель должен верить в свое дело. Прямая походка, поднятая голова, четкий шаг помогут выработать привычку быть уверенным в себе и своем деле.

3. Руководитель должен знать науку об организации и управлении.

4. Руководитель должен ценить время свое и подчиненных.

5. Руководитель должен быть строгим и требовательным, не доходя до придирчивости и жестокости,

6. Руководитель должен уметь принимать критику.

7. Руководитель должен уметь критиковать и наказывать,

8. Руководитель должен быть приветливым и тактичным.

9. Руководитель должен обладать чувством юмора. Хорошее настроение способствует производительности труда.

10. Руководитель должен уметь говорить и слушать.

11. Руководитель должен уметь молчать.

12. Руководитель должен знать своих подчиненных.

Там же приводятся и факторы, ограничивающие управленческий потенциал современного менеджера. Это неумение управлять собой, размытость личных ценностей, остановка в саморазвитии, неразвитость креативного подхода к решению проблем, неумение влиять на людей, неспособность формировать команды и обучать людей.