logo
КСР Саутина ПХ 2 курс

3. Образование как педагогический процесс

Согласно образовательной функции воспроизводства образование в обществе рассматривается как отрасль социальной практики, с которой реализуется передача подрастающему поколению культурно-исторического опыта. В соответствии же с функцией развития образование рассматривается как всеобщая форма развития личности, а через нее — всего общества. Этим подходам к роли образования в обществе соответствуют разные образовательные концепции, педагогические процессы и, соответственно им, разные конкретные проекты педагогической деятельности (технологии). В этой связи актуальной становится проблема разработки нового содержания образования и технологий его реализации.

В так называемой технократической педагогике педагогический процесс описывается как способ взаимодействия между заданным содержанием образования и обучающимися, которые это содержание должны усвоить. Педагогический процесс определяется совокупностью технологических приемов, при этом практически не учитываются индивидуальные особенности педагогов и обучающихся, их цели, интересы, способности, возможности.

В традиционной парадигме педагогический процесс направлен, в основном, на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков (ЗУНов), при этом в процессе обучения недостаточно представлены такие важнейшие компоненты, как передача спо­собов мышления и реализации разных типов деятельности, опыта эмоционально-цен постного отношения к миру, опыта общения и др. Установка на усвоение ЗУНов утвердилась в педагогическом процессе благодаря, во-первых, технократизации педагогического сознания, во-вторых, информационно-объяснительному подходу к построению содержания образования, при котором совершенствование учебного процесса понимается как увеличение этих знаний путем расширения объема учебных дисциплин и реализации вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения.

Педагогический процесс, соответствующий универсальной модели образования, ориентирован на развитие личностных способностей и учет индивидуальных особенностей обучающихся благодаря их согласованной совместной учебно-поисковой деятельности в соответствии с ценностями и целями образования. При этом важнейшей задачей обучения выступает не только усвоение конкретной информации (конкретного учебного материала), но и овладение способами этого усвоения, способами мышления и деятельности, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала личности. Тогда содержание образования в универсальной образовательной модели становится деятельностным. Отсюда следует еще одно название этой модели образования — деятельностная модель. Проблема разработки деятельностного содержания образования является междисциплинарной, для разрешения которой необходимы усилия философов, методологов, педагогов, психологов, методистов-предметников.

В деятельностном содержании образования один из основных его элементов — понятие — выступает не как теоретическая категория, а как обобщенный способ деятельности. В этой связи овладение деятельностным содержанием образования возможно только при восстановлении процессов происхождения знаний (понятий) и связано с включением обучающихся в моделирование и проектирование. При разработке деятельностного содержания встает задача выделить из культуры, науки, человеческой практики различные мыслительные и поведенческие техники и технологии и превратить их в содержание образования. Например, целесообразным представляется выделение из методологии техник обработки современной информации, мышления, понимания; из гносеологии — техник идеализации, абстрагирования, дедуктивного и индуктивного вывода, концептуализации и др.; из психологии — рефлексивных техник; техник продуктивного, диалогического общения и др.; из педагогики — развивающих (личностно-ориентированных) технологий; технологий обучения, воспитания и самовос­питания, ориентированных на успех; технологий поддержания эмоционально-волевой энергии личности; технологий развития творческого потенциала личности; технологий профессионального совершенствования и др.

Таким образом, универсальная образовательная модель направлена прежде всего на развитие личностных универсальных способностей к самоопределению, позволяющих человеку жить и работать с неопределенностью в постоянно меняющихся и культурно ненормированных условиях. Такая целевая установка способностной модели образования задает новый тип содержания образования — деятельностное содержание, для реализации которого необходимо использовать в педагогическом процессе деятельностный подход.

Деятельностный подход противостоит вербальным методам обучения; догматическим формам передачи готовой информации (учебного материала); монологичности и обезличенности словесного преподавания; неактивному процессу учения; логически завершенной системе ЗУНов, которая не в полной мере усваивается на практике в деятельности обучающихся. В универсальной модели образования деятельность обучающегося, с одной стороны, выступает как фактор его самоопределения и развития; с другой — является частью содержания обучения.

При реализации деятельностного подхода в педагогическом процессе особое значение приобретают так называемые активные или рефлексивно-деятельностные методы и формы обучения — формы и методы проблемного и развивающего типов обучения, исследовательские, проектные, проектно-конструкторские, игровые методы и приемы. Такой подход не исключает информационного объяснения учебного материала, использования технологий и методик программно-алгоритмического типа, но приоритет в универсальной модели образования отдается активным формам и методам обучения. Деятельностный подход к образованию предполагает групповые, индивидуальные, бригадные формы обучения, чередующийся состав учебных групп, использование форм творческой организации учебно-поисковой деятельности обучающихся, активное применение в педагогическом процессе новых технических средств обучения: персональных компьютеров с разнообразным набором обучающих программ, видеокомпьютерных информатек, способствующих организации учебно-исследовательской деятельности.

Эффективность и результаты обучения в образовательной универсальной модели при деятельностном подходе к образованию определяются не уровнем усвоения ЗУНов, а сформированностью личностных способностей и готовностью личности самостоятельно добывать информацию, использовать старые и приобретенные новые знания для постановки и разрешения возникающих проблем, определения способов действий в новых ситуациях. Другими словами, деятельностный подход к образованию в универсальной образовательной модели способствует освоению обучающимися обобщенных способов выполнения различных видов деятельности; системных знаний; развитию у них способностей к познанию и преобразованию мира, формированию готовности к самообразованию и саморазвитию.

Чтобы перейти к анализу состояния образования в современных условиях, обобщим представленный в данной главе материал.

1. Для переосмысления роли образования в современном динамическом мире, в котором оно начинает выступать важнейшим механизмом развития личности, социума, цивилизации в целом, необходим анализ социокультурной ситуации в обществе. В качестве элементов анализируемой социокультурной ситуации рассматриваются мировые социокультурные тенденции и глобальные социальные проблемы человечества, которые оказывают влияние на развитие образования как во всем мире, так и в Республике Беларусь.

2. Выделяются следующие важнейшие мировые социокультурные тенденции:

1) смена типа культурно-исторического наследования;

2) смена установки при изучении действительности от научного познания к культуре;

3) изменение роли науки в обществе, смена научных парадигм;

4) возникновение информационных технологий и мировой информационнойсистемы;

5) стремление к национально-культурной и экономической регионализации. Влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование как

в мире, так и в нашей стране направлено:

  1. на формирование личности как активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности;

  1. ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей.