logo
КСР Саутина ПХ 2 курс

2. Роль обучения в развитии личности

Проблема соотношения обучения и развития является достаточно значимой. От её решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.

Обучение - не «передача» готовых знаний от учителя к ученику, а взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития лич­ности через организацию усвоения обучающимися знаний, способов деятельности. В результате происходит освоение человеческого опыта.

Под развитием применительно к обучению понимают два разных, и взаимосвязанных друг с другом, явления:

— биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур;

— психическое развитие, как своего рода умствен­ное созревание.

В психолого-педагогической науке сложились точки зрения на соотношение обучения и развития.

1. Обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созре­вания, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. (В. Штерн)

2. Учёные, придерживающиеся второй точки зрения, не раз­деляют обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).

3. Объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не толь­ко вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования (Л.С. Выготский).

Выделяют 2 уровня умственного развития:

1 – уровень актуального развития (задания выполняются самостоятельно);

2 – зона ближайшего развития (задания выполняются с помощью, а завтра - самостоятельно);

4. Эльконин, Давыдов – развитие определяет обучение. Насколько развит ребёнок, настолько он будет успешен в обучении.

5. Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить опреде­ленные знания, навыки, умения. Учение — специфически че­ловеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регули­ровать свои действия сознательной целью. Учение предъявля­ет требования к познавательным процессам (памяти, сообрази­тельности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регулированию чувств и т. д.).

В учебной деятельности объединяются не только ее позна­вательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Основные характеристики учебной деятельности:

1) она специально направлена на овладение учебным мате­риалом и решение учебных задач;

2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

3) общие способы действия предопределяют решение задач;

4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке;

5) происходят изменения психических свойств и поведе­ния обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий.

Учебная деятельность - самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из не­владеющего определенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Предмет учебной деятельности - усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Способы учебной деятельности могут быть разнообразны­ми:

репродуктивные

проблемно-творческие

исследовательско-познавательные (В.В. Давыдов).

Продукт учебной деятельности - внутреннее ново­образование психики и деятельности в мотивационном, ценно­стном и смысловом планах, формирование знания и мения применять их для решения разнообразных практических задач.

Главным результатом учебной деятельности является формирование теоретического сознания и мышления.

Внешнюю структуру учебной деятельности составляют сле­дующие элементы:

1) мотивация;

2) учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий;

3) учебные действия – исполнительные (усвоения содержания учебного материала) и контрольные (они зависят от источника и формы получения учебной информации)

4) контроль, переходящий в самоконтроль;

5) оценка, переходящая в самооценку.

Учебная деятельность включает в себя:

а) уяснение содержания учебного материала

б) обработка учебного материала

в) контрольные действия

г) мыслительные

д) мнемические

е) репродуктивные (исполнительские) и продуктивные (направленные на создание нового) действия.

Центральное место отводится совместной про­дуктивной деятельности, возникающей при совместном решении творческих задач, и рассматривает ее как «единицу анализа становления личности в процессе учения».

Система совместной деятельности эффективная, когда взаимосвязаны все ее компоненты: отно­шение учащихся друг к другу и к преподавателям; условия, в которых протекает учебная деятельность.