2. Роль обучения в развитии личности
Проблема соотношения обучения и развития является достаточно значимой. От её решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.
Обучение - не «передача» готовых знаний от учителя к ученику, а взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности через организацию усвоения обучающимися знаний, способов деятельности. В результате происходит освоение человеческого опыта.
Под развитием применительно к обучению понимают два разных, и взаимосвязанных друг с другом, явления:
— биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур;
— психическое развитие, как своего рода умственное созревание.
В психолого-педагогической науке сложились точки зрения на соотношение обучения и развития.
1. Обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. (В. Штерн)
2. Учёные, придерживающиеся второй точки зрения, не разделяют обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).
3. Объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования (Л.С. Выготский).
Выделяют 2 уровня умственного развития:
1 – уровень актуального развития (задания выполняются самостоятельно);
2 – зона ближайшего развития (задания выполняются с помощью, а завтра - самостоятельно);
4. Эльконин, Давыдов – развитие определяет обучение. Насколько развит ребёнок, настолько он будет успешен в обучении.
5. Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.
Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учение — специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регулированию чувств и т. д.).
В учебной деятельности объединяются не только ее познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.
Основные характеристики учебной деятельности:
1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
3) общие способы действия предопределяют решение задач;
4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке;
5) происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий.
Учебная деятельность - самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из невладеющего определенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Предмет учебной деятельности - усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.
Способы учебной деятельности могут быть разнообразными:
репродуктивные
проблемно-творческие
исследовательско-познавательные (В.В. Давыдов).
Продукт учебной деятельности - внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, формирование знания и мения применять их для решения разнообразных практических задач.
Главным результатом учебной деятельности является формирование теоретического сознания и мышления.
Внешнюю структуру учебной деятельности составляют следующие элементы:
1) мотивация;
2) учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий;
3) учебные действия – исполнительные (усвоения содержания учебного материала) и контрольные (они зависят от источника и формы получения учебной информации)
4) контроль, переходящий в самоконтроль;
5) оценка, переходящая в самооценку.
Учебная деятельность включает в себя:
а) уяснение содержания учебного материала
б) обработка учебного материала
в) контрольные действия
г) мыслительные
д) мнемические
е) репродуктивные (исполнительские) и продуктивные (направленные на создание нового) действия.
Центральное место отводится совместной продуктивной деятельности, возникающей при совместном решении творческих задач, и рассматривает ее как «единицу анализа становления личности в процессе учения».
Система совместной деятельности эффективная, когда взаимосвязаны все ее компоненты: отношение учащихся друг к другу и к преподавателям; условия, в которых протекает учебная деятельность.
- Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам:
- 2) Составьте краткий конспект
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему (по выбору):
- 2. Основные социальные процессы и поведение человека
- 3. Просоциальное и асоциальное поведение
- Глоссарий
- Тема 2: направленность личности Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему (по выбору):
- 1 Направленность в структуре личности
- 2 Потребности и мотивы в структуре направленности личности
- 3 Формы направленности личности
- 4 Самосознание и я-концепция
- Глоссарий
- Тема 3: Взаимодействие людей в малых группах Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему (по выбору):
- 1 Понятие группы. Психология малых групп
- Виды групп
- 3 Динамические процессы в совместной деятельности
- Глоссарий
- Тема 4: личность и группа как субъект и объект управления Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература:
- Дополнительная
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 1. Личность как объект правления и самоуправления
- 2. Личность и группа как субъекты управления
- 3. Организация как объект управления
- 4. Управленческие коммуникации в организации
- Глоссарий
- Тема 5: роль и психологические функции руководителя в системе управления Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему (по выбору):
- 1 Виды власти и стили руководства
- 2 Принятие управленческих решений
- 3 Особенности управленческого общения
- 4 Психологический климат в организации
- Глоссарий
- Вопросы для изучения:
- Литература:
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 1. Образование как общечеловеческая ценность
- 2. Две основные функции образования и соответствующие им образовательные модели
- 3. Образование как педагогический процесс
- Тема 2: современное состояние образования в республике беларусь Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам:
- 2) Составьте краткий конспект
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему (по выбору):
- 1 Мировые образовательные тенденции
- 2 Национальная система образования в Республики Беларусь и особенности её структуры
- 3 Позитивные и негативные тенденции в системе образования
- 4 Направления реформирования системы среднего и высшего образования в Республике Беларусь
- Глоссарий
- Тема 3: развитие, воспитание и социализация личности Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему:
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Роль обучения в развитии личности
- 3. Воспитание и формирование личности
- 4. Социализация личности
- Глоссарий
- Тема 4: социальное пространство воспитательного процесса Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему (по выбору):
- 1 Понятие социального пространства
- 2 Понятие семьи и семейного воспитания. Функции семьи
- 3 Типы семейного воспитания, особенности их влияния на ребёнка
- 4 Правовые основы семейного воспитания
- Глоссарий
- Тема 5: самосовершенствование личности Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщение на тему:
- 1 Акмеологические основы самосовершенствования личности
- 2 Пути и способы самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности
- 3 Особенности воспитания и самовоспитания, ориентированные на успех
- 4 Карьера человека как условие и уровень его самореализации
- Глоссарий