Виды групп
Принято выделять следующие виды групп.
Неорганизованная и случайно организованная группа (номинальная группа, конгломерат; зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т.п.) характеризуется добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.
Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация — группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой. Межличностные отношения в такой группе носят деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности.
Корпорация — группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух в трудовых или учебных группах может приобретать черты группового эгоизма.
Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.
Настоящий сплоченный коллектив, например учебный, возникает не сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.
На первом, организационном этапе группа учащихся не представляет собой коллектива. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. Он внимательно изучает каждого члена группы, его характер, особенности личности. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения.
Второй этап развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, т.е. члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Этот этап характеризуется созданием системы межличностных и деловых отношений между членами коллектива. Педагогу для организации соответствующей коррекционной работы чрезвычайно важно знать, какова структура межличностных отношений в коллективе, а также на чем они основаны. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявить скрытую от непосредственного наблюдения структуру межличностных взаимоотношений в группе, выявить лидеров и статусное положение всех остальных членов группы.
Третий этап развития коллектива характеризуется наличием высокого уровня сплоченности — ценностно-ориентированного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом.
Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат — совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности; к коллегам, членам коллектива; к руководителю.
- Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам:
- 2) Составьте краткий конспект
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему (по выбору):
- 2. Основные социальные процессы и поведение человека
- 3. Просоциальное и асоциальное поведение
- Глоссарий
- Тема 2: направленность личности Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему (по выбору):
- 1 Направленность в структуре личности
- 2 Потребности и мотивы в структуре направленности личности
- 3 Формы направленности личности
- 4 Самосознание и я-концепция
- Глоссарий
- Тема 3: Взаимодействие людей в малых группах Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему (по выбору):
- 1 Понятие группы. Психология малых групп
- Виды групп
- 3 Динамические процессы в совместной деятельности
- Глоссарий
- Тема 4: личность и группа как субъект и объект управления Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература:
- Дополнительная
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 1. Личность как объект правления и самоуправления
- 2. Личность и группа как субъекты управления
- 3. Организация как объект управления
- 4. Управленческие коммуникации в организации
- Глоссарий
- Тема 5: роль и психологические функции руководителя в системе управления Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему (по выбору):
- 1 Виды власти и стили руководства
- 2 Принятие управленческих решений
- 3 Особенности управленческого общения
- 4 Психологический климат в организации
- Глоссарий
- Вопросы для изучения:
- Литература:
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 1. Образование как общечеловеческая ценность
- 2. Две основные функции образования и соответствующие им образовательные модели
- 3. Образование как педагогический процесс
- Тема 2: современное состояние образования в республике беларусь Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам:
- 2) Составьте краткий конспект
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему (по выбору):
- 1 Мировые образовательные тенденции
- 2 Национальная система образования в Республики Беларусь и особенности её структуры
- 3 Позитивные и негативные тенденции в системе образования
- 4 Направления реформирования системы среднего и высшего образования в Республике Беларусь
- Глоссарий
- Тема 3: развитие, воспитание и социализация личности Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему:
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Роль обучения в развитии личности
- 3. Воспитание и формирование личности
- 4. Социализация личности
- Глоссарий
- Тема 4: социальное пространство воспитательного процесса Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщения на тему (по выбору):
- 1 Понятие социального пространства
- 2 Понятие семьи и семейного воспитания. Функции семьи
- 3 Типы семейного воспитания, особенности их влияния на ребёнка
- 4 Правовые основы семейного воспитания
- Глоссарий
- Тема 5: самосовершенствование личности Вопросы для изучения:
- Рекомендуемая литература
- Методические указания:
- 1) Изучите предлагаемые вопросы по литературным источникам;
- 2) Составьте краткий конспект;
- 3) Ответьте на вопросы для самоконтроля:
- 4) Выполните самостоятельно следующие задания:
- 5) Подготовьте сообщение на тему:
- 1 Акмеологические основы самосовершенствования личности
- 2 Пути и способы самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности
- 3 Особенности воспитания и самовоспитания, ориентированные на успех
- 4 Карьера человека как условие и уровень его самореализации
- Глоссарий