logo
КСР Саутина ПХ 2 курс

3. Организация как объект управления

Организацию можно рассматривать как социальную группу, объединяющую определенное множество людей с общими стремлениями для достижения единой цели. В дальнейшем в центре нашего внимания будут в основном организации, содержанием деятельности которых является профессиональный труд. Например: бригада, цех, фабрика, банк, министерство образования, университет и т.д. В больших организациях существует горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное разделение труда в таких организациях требует создания подразделений, выполняющих особые функции. Например, подразделениями университета являются факультеты, кафедры управления, отделы и т.д. А чтобы работа подразделений была успешной, кто-то должен ими управлять. Для этого и существует вертикальное разделение труда, связанное с различными уровнями управления, каждый из которых имеет свои полномочия.

В зависимости от вида подразделений и от характера связей между ними, в организациях существуют различные организационные структуры. Организационная структура - это совокупность органов управления в организации вместе с горизонтальными и вертикальными связями между ними.

Различают два типа организационных структур: бюрократическую и небюрократическую. Для первого типа структуры характерен высокий уровень специализации работы, централизованное управление, жесткие нормы и правила подчинения. Для небюрократических структур характерно децентрализованное управление, когда право принятия решения частично передается вниз, в том числе и отдельным работникам.

Кроме организационных структур, в организациях существуют также социально-демографические и профессионально-квалификационные структуры, представляемые соответствующими структурными группами. Социально-демографическую структуру составляют группы по полу, возрасту, национальности, религиозной принадлежности и т.п., имеющие свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать в процессе управления. Профессионально-квалификационная структура организации может быть представлена такими группами, как рабочие, специалисты среднего звена, инженерно-технические работники, управленческий персонал, а также работники со средним и высшим образованием, малоквалифицированные, высококвалифицированные и т.п. Внутри организаций могут складываться неформальные группы людей для совместной деятельности, не предусмотренные и не регламентируемые официально, часто даже не имеющие четко определенных целей. Неформальные группы— это добровольные объединения работников на основе общих интересов, дружбы или какой-то прагматической выгоды, которые, естественно, имеют своих лидеров, свои ритуалы, традиции, правила, обязанности и санкции. Руководство организации должно знать, что неформальные группы могут быть ее помощниками, а могут составить оппозицию и оказывать сопротивление инициативам руководства.

Как руководитель должен относиться к неформальным группам? Для ответа на этот вопрос Е.В. Мещерякова в книге «Психология управления» приводит рекомендации американских специалистов в области менеджмента:

а) признать существование неформальной группы, работать с ней и ни в коем случае не принимать мер к ее уничтожению, не угрожать ее существованию;

б) стремиться выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп, регулярно встречаться с лидерами, поощряя те группы, которые не мешают, а способ­ствуют достижению целей организации;

в) чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальных групп, разрешить им участвовать в разработке и принятии решений.