logo search
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ лекции

Кризис 6-7 лет.

Этот кризис впервые описал Выготския. 2 главных симптома:

Манерничание

Кривляние

Реб к 6-7 годам становится черезмерно зависимым от оценки, которые дают ему взрослые и для того чтобы заслужить положительную оценку, ему необходимо максимально вести себя по- взрослому, подражание взрослым. Этот возраст характеризуется тем, что поведение реб перестает быть естественным и непосредственным, оно сваязано с тем, что у реб появляется такое свойство как – обобщение переживания, т.е. такой момент в развитии когда у реб непосредственные переживания ребенком начинают удерживаться, а в его поведение вклиниваются те переживания, которые он может показать взрослым (реб падал и сбивал коленко он плакал, то в последующем он встает и идет за угол и начинает плакать). Поведение у реб перестает быть сиеминутным.

Согласно Божович источником этого кризиса является несоответсвие нового личностого образвония –позиция школьника, старой системе отношнеий, которая была характерна для дош поведения. Благодаря этому новообразованию реб начинате тяготится обществом младших детей, для него становятся привлекательными серьезные, полезные дела, реб начинает мечтать о школе. В этом же возрасте происходят изменения в самооценке дошкольника, а именно до 6 лет ребенку характерно безусловно положительное отношение к себе, независимо от сферы, по которой он сам себя оценивает, т.е. ему дают тест самооценки «ступеньки» (не добрые находятся внизу ступеней, а добрые наверху). У реб происходит дифференциация Я-реального и Я-идеалного. Я- реальное соответствует ответам взрослых людей, а Я- идеальное соответствует верху ступеней.

Современные исследования позволили уточнить перечень симптомов кризиса 6-7 лет, можно разделить на 3 категории:

Категории симптомов центрируются вокруг некоторого правила заданного взрослыми: симптомы – а) стремление оспорить это правило; б) непослушание; в) пауза – промежуток времени, который располагается между временем когда мы реб о чем-то попросили, но после определенного времени он отвечает; г) требовательность реб настаивает на чем-то своем; д) упрямство; е) хитрость реб так себя ведет потому, что он пытается выстроить со взрослым новую систему отношений, правил, проверяет взрослых.

Симптомы, которые возникают связи с появление потребности к самостоятельности в выполнении продуктивных видов деятельности, проявляется: а) реб просит разрешить ему самостоятельно что либо выполнять. Ребенку очень важно, чтобы взрослые оценили положительно его стремления, в тоже время у него происходит отказ от раннее интересовавших его видов деятельности (любил рисовать, но теперь ему надоело рисовать),б) общие вопросы, у реб появляются новые темы, которые связаны с происхождением, с миром устройств; в) симптом под названием школа – все что связано со школой, вопросы когда я пойду в школу. Все эти симптомы сведетельствуют об изменение места реб в семейных отношениях, усиливающейся эманисипации от взрослых, о стремлении занять новое место в системе отношений, т.е. занять более взрослую позицию.

Симптомы носят нейтральный характер и связана с демонстрацией ребенком своей взрослости, проявляются: 1) во взрослом поведении; 2) внимание к своему внешнему виду;