Восьмая шкала. Аутизация
В тех случаях, где даже незначительные фрустрации ведут к возникновению стойких и длительных отрицательных эмоций, а компенсация достигается путем дистанцирования (т. е. тенденции к соблюдению «психической дистанции» между собой и окружающим миром, которая позволяет воспринимать происходящее как бы «со стороны») и ухода из окружающей среды во внутренний мир, в профиле методики многостороннего исследования личности обычно отмечается пик на восьмой шкале. В клинически выраженных случаях речь идет о шизоидном синдроме. Термин «шизоидный синдром» здесь условно употреблен для обозначения той характерной для изменений личности по шизоидному типу совокупности симптомов, которая включает в себя эмоциональную холодность и неадекватность эмоций, своеобразие восприятия и суждений, находящее свое выражение в странных или необычных мыслях и поступках, избирательность или поверхностность контактов.
Усредненный профиль этой группы больных характеризуется выраженным пиком на восьмой шкале и незначительным повышением на четвертой.
В зависимости от того, отмечалось ли ограничение контактов или имели место широкие, но формальные и поверхностные контакты, обнаруживалось либо повышение профиля на нулевой шкале (рис. 9а), либо более или менее выраженное его снижение (рис. 9б).
Шкала состоит из 78 утверждений, учитываемая реакция на которые отражает такие особенности, как изоляцию в результате нарушения социальных контактов и слабости семейных связей, отсутствие глубоких интересов, ощущение воздействия извне, внутреннюю напряженность и неудовлетворенность ситуацией, своеобразное восприятие.
Так, например, характерен ответ «Верно» на такие утверждения, как: «Иногда Вам очень хотелось навсегда уйти из дома», «Вы не любите находиться среди людей»; «У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает»; «Даже находясь в обществе, Вы обычно чувствуете себя одиноко», «С Вами происходили (или происходят) странные вещи», «Часто Вы чувствуете как будто все вокруг нереально».
Для лиц с высоким уровнем профиля на восьмой шкале характерна ориентировка главным образом на внутренние критерии, утрата способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей (т. е. способности поставить себя на место того или иного из окружающих людей) и в связи с этим нарушение адекватного эмоционального реагирования. Для лиц такого типа становится трудным, а в резко выраженных случаях и невозможным то, что Conrad (1967) называет «коперниковским поворотом» (т. е. способность субъекта «взглянуть на себя извне с некоторого расстояния и оказаться вновь в мире, который он делит с другими и в котором он представляет собой лишь незначительную частицу»).
Поведение таких лиц нередко представляется эксцентричным, лишенным естественной эмоциональной окраски или надменным. Отрицательные сигналы обычно не проникают через окружающую их «скорлупу» лишенного эмоций восприятия, но если какое-либо сообщение или событие все же вызывает у них эмоциональный отклик, они обнаруживают неожиданную для окружающих ранимость.
Поскольку в силу неудовлетворенности и ранимости четко сформулированное представление о социальной ситуации у этих лиц часто оказывается источником напряженности, длительных и интенсивных отрицательных эмоций, они избегают ясных и четких формулировок и у них отсутствует четкое представление о том, как именно они должны вести себя в той или иной ситуации или чего именно ждут от них окружающие.
Эти черты, проявляющиеся, в особенностях мышления и коммуникативных связей с окружающими, обычно отмечаются даже при умеренных пиках профиля на восьмой шкале. Эти затруднения проявляются, в частности, в том, что, хотя высказывания лиц такого типа логичны и правильно построены грамматически, у окружающих они могут создавать впечатление двусмысленности или недостаточной понятности их. Указанное своеобразие мышления может быть обусловлено, в частности, утратой возможности контролировать понятность и принятость своих суждений в результате уже отмеченного нарушения социальной коммуникации.
В то же время многие из этих лиц обнаруживают большие способности к построению коммуникаций, в которых используются символы, подчиняющиеся изначально заданной жесткой системе правил (например, правила оперирования математическими символами).
Затрудненность повседневных контактов приводит к еще большему увеличению изоляции, поскольку ситуации, требующие таких контактов, порождают или усиливают ощущение внутренней напряженности. Дистанци-рованность, отчужденность приводят к тому, что лица с высоким уровнем профиля на восьмой шкале испытывают затруднения в реальной оценке ситуации и общей картины мира.
Их деятельность, иногда весьма активная, протекает вне ситуации. Эти лица нередко ощущают свою отчужденность и непонятость, неспособность стать действительным членом группы, к которой они принадлежат формально.
Стремление ликвидировать свою отгороженность и неспособность преодолеть коммуникативные затруднения порождает амбивалентность в отношениях с людьми, связанную с ожиданием внимания со стороны окружающих и боязнью холодности с их стороны. В результате лица, профиль которых определяется подъемом на восьмой шкале, проявляют к окружающим то чрезмерное дружелюбие, то неоправданную враждебность, причем чрезмерно интенсивные контакты могут сменяться внезапными разрывами. Недостаточность социальных контактов обусловливает беспокойство испытуемых по поводу принадлежности и. значимости своей личности, служит основой для аутистического фантазирования и формирования аффективно насыщенных идей или групп идей.
Сочетания с ранее рассмотренными шкалами. Если особенности личности, отражающиеся в пике профиля на восьмой шкале, сочетаются с формированием аффективно насыщенных идей, имеющих отношения к состоянию физического здоровья, то отмечается повышение профиля и на первой. При этом если пик профиля на восьмой шкале существенно выше, чем пик на первой, то вероятно формирование некорригируемых концепций (сверхценных или даже бредовых образований), особенно если одновременно отмечается повышение профиля на шестой шкале при низком уровне профиля на третьей и седьмой. При незначительном превышении пика профиля на восьмой шкале этот тип профиля чаще указывает на ригидный стереотип поведения, ориентированного на заботу о физическом благополучии. Такая забота может использоваться как средство, позволяющее рационально объяснить отчужденность и отгороженность от окружающих наличием соматически обусловленных затруднений. Следует отметить, что чем более выражен пик на восьмой шкале, тем более вычурный и необычный характер приобретают описания соматических ощущений. Если чувство недостаточной связи с окружением, неудовлетворенной потребности в контактах выражается в нарастании тревоги или подавленности, пик профиля на восьмой шкале сочетается с пиком на второй. Амбивалентное отношение к окружающим порождает при этом.наряду со стремлением к контактам угрюмую недоверчивость, а нередкое повышение профиля на четвертой шкале отражает затруднения социализации, связанные недостаточной способностью воспринять обычаи, правила и нормы, которыми руководствуются в своем поведении большинство окружающих людей. На оценочных шкалах при этом отмечается ник профиля на шкале F.
Такая конфигурация профиля (пики на шкалах F, второй, четвертой и восьмой при относительно низком уровне профиля на третьей и седьмой) довольно типична для шизоидных личностей, обеспокоенных своей отгороженностью и испытывающих трудности в социальной адаптации.
Если демонстративные тенденции, обусловленные высоким уровнем вытеснения, проявляются у индивидуумов, которые чувствуют себя отчужденными, непонятными и не включенными в социальную среду, то обычно отмечается сочетание пиков на третьей и восьмой шкале. Этот профиль свидетельствует о глубокой дисгармоничности, поскольку отражает парадоксальное сочетание ориентировки на актуальное поведение, на внешнюю оценку, на одобрение окружающих со склонностью строить свое поведение, исходя из внутренних критериев, и трудностями межличностной .коммуникации.
Такое сочетание при достаточно выраженном подъеме профиля почти всегда свидетельствует о болезненном состоянии той или иной природы или по крайней мере о легкости возникновения декомпенсаций. Будучи обеспокоены вопросами о месте своей личности ,в обществе и ее значимости, эти люди нередко формируют круг своих знакомств и контактов таким образом, чтобы создать своеобразную среду, в которой их значимость безоговорочно признается.
Они в меньшей степени, чем лица с изолированными пиками профиля на третьей шкале, способны вытеснять отрицательные сигналы и предпочитают исключать из круга своего общения носителей таких сигналов. Намеренность такого изменения круга общения либо вытесняется, либо ixoponio рационализируется. Подобного рода поведение может вести к нарастающей десоциализации. Не ощущая себя частью общества, личности описываемого типа обычно менее связаны социальными установками и считают себя вправе принимать решения, затрагивающие межличностные отношения вне зависимости от обусловленных предшествующими контактами экспектаций. Высказывания и действия окружающих, свидетельствующие об осуждении такой позиции, лица описываемого типа более или менее успешно игнорируют или избегают их путем прекращения общения с лицами, осуждающими их,' или наконец, прибегают ко лжи, чтобы избежать осуждения.
Эти личности эгоцентричны, аутизированы и обычно способны длительно продолжать деятельность только .при сохранении в ней игрового элемента. Цели, которые требуют напряженной и длительной деятельности, лишенной игрового элемента, они объявляют несущественными.
Наряду с построением своеобразной среды вопрос о своем месте в обществе и значимости своей личности лица с описываемым типом профиля могут разрешать путем идентификации с какой-либо формой деятельности, высокую значимость которой они провозглашают. При этом они предпочитают ситуации, при которых эта идентификация, а также компетентность в избранной области деятельности не могут быть подвергнуты сомнению (деятельность, осуществляемая в одиночку, узкая специализация и т. п.).
Если описанные формы поведения оказываются недостаточными для того, чтобы устранить тревогу или существенно снизить ее уровень, то отмечается также отражающее тревогу повышение профиля на второй и на седьмой шкалах, причем высота седьмой шкалы может становиться равной высоте восьмой, в связи с чем в профиле методики многостороннего исследования личности отмечается «плато» на седьмой и восьмой шкалах.
Если в результате затруднения межличностных связей нарушается социальная адаптация, в профиле методики многостороннего исследования личности это обычно отражается сочетанием пиков на восьмой и четвертой шкалах. В клинических случаях это сочетание (иногда с дополнительным пиком на шестой шкале) встречается весьма часто.
Личности с таким типом профиля характеризуются не агрессивным асоциальным поведением, а асоциальными поступками, совершенными в результате недоразумений, неприспособленности к тем или иным условиям, неспособности четко осознать социальную норму и своеобразного подхода к ситуации. Неспособность правильно организовать и контролировать свои контакты и своеобразие мышления могут обусловливать связь этих лиц с девиантными группами. Такая связь служит одной из наиболее частых причин их асоциального поведения.
Такой тип профиля характерен для подростков с выраженной тенденцией относится к окружающим с недоверием, воспринимать их как источник потенциальной опасности или во всяком случае как людей чуждых. Постоянное ощущение угрозы может толкать их на превентивное нападение. Если такой стереотип поведения сохраняется в зрелые годы, он способствует нарастанию отгороженности и отчуждения и усилению нарушений социальной адаптации.
В тех случаях, когда нарушение межличностных связей и нарастающая аутизация сопровождаются формированием аффективно заряженной идеи или группы идей, профиль методики многостороннего исследования личности характеризуется сочетанием пиков на шестой и восьмой шкалах. Выраженные повышения профиля на этих шкалах (особенно три отсутствии подъемов «а шкалах невротической триады) свидетельствуют о склонности к формированию трудно корригируемых или некорригируемых концепций, связанных с представлением о наличии угрожающих или опасных действий окружающих. Для них характерна выраженная избирательность перцепции, при которой воспринимается преимущественно информация, подкрепляющая уже сформированную концепцию. Если такой отбор информации выражен настолько, что приводит к утрате контакта с реальностью, а межличностные отношения организуются на базе некорригируе-мых концепций, то испытуемый с описываемым типом профиля заменяет реальное общество псевдообществом, представляющим собой совокупность его собственных проекций. В клинике это проявляется бредовыми синдромами.
В этом процессе может играть роль также механизм аутистической коммуникации, проявляющийся, в частности, формированием галлюцинаторных образов. В тех случаях, когда галлюцинаторные переживания полностью определяют поведение, можно говорить об аутистической обществе (Cameron, Magaret, 1953).
При умеренной выраженности пиков профиля на шестой и восьмой шкалах может отмечаться только сочетание аутизации, дистанцирования, отчуждения с- ригидностью, и стремлением возложить на окружающих вину за нарушение межличностных отношений, жизненные трудности и эмоциональные конфликты.
Если склонность ориентироваться на внутренние критерии и коммуникативные затруднения сочетается с вызванной этими затруднениями тревожностью (что, в частности, характерно для юношей и девушек с выраженными чертами инфантильности), то профиль методики многостороннего исследования личности может характеризоваться изолированным и более или менее равномерным подъемом на седьмой и восьмой шкалах.
У лиц с таким типом профиля депрессивные тенденции, отмечающиеся вне зависимости от картины профиля на второй шкале, сочетаются с раздражительностью и тревожностью или ощущением повышенной утомляемости и апатии.
Если повышение профиля на седьмой и восьмой шкалах наблюдается при наличии и других пиков профиля, то их соотношение отражает либо преобладание тревожности (при относительно более высокой седьмой шкале), либо склонность к возникновению устойчивых стереотипов отклоняющегося поведения (при относительном преобладании восьмой).
- Оглавление
- Введение
- Об анкетных методах исследования личности
- Тест mmpi общие сведения
- Выбор утверждений
- Стандартизация и валидизация
- Основные шкалы теста
- Оценочные шкалы теста
- Измерение результата
- Методика многостороннего исследования личности проблемы адаптации теста
- Модификация и рестандартизация
- Стандартизация методики многостороннего исследования личности
- Процедура стандартизации
- Методика проведения исследования
- Основы интерпретации
- Оценочные шкалы
- Шкала l
- Шкала f
- Шкала к
- Клинические шкалы
- Шкалы невротической триады
- Вторая шкала. Тревога и депрессивные тенденции
- Первая шкала. Соматизация тревоги
- Третья шкала. Вытеснение факторов, вызывающих тревогу
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Четвертая шкала. Реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Пятая шкала. Выраженность мужских и женских черт характера
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Шестая шкала. Ригидность аффекта
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Седьмая шкала. Фиксация тревоги и ограничительное поведение
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Восьмая шкала. Аутизация
- Девятая шкала. Отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Нулевая шкала. Социальные контакты
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Использование методики многостороннего исследования личности для изучения психофизиологических соотношений
- Психовегетативные соотношения при транзиторной гипертонии
- Психосоматические отношения при нарушениях сна
- Психофизиологические соотношения при различных уровнях поражения лимбико-гипоталамо-ретикулярного комплекса
- Применение методики многостороннего исследования личности для психогигиенических исследований Общие сведения
- Сверхточные личности.
- Ригидные личности.
- Демонстративные личности.
- Циклотимические личности.
- Аутичные личности.
- Неуправляемые личности.
- Группы больных неврозами, психопатиями и психозами.
- Особенности личности и адаптации студента
- Особенности личности и успешность деятельности
- Особенности личности и успешность деятельности студентов
- Особенности личности и успешность профессиональной деятельности (на примере исследований специалистов водного транспорта)
- Особенности личности и мотивация достижения
- Заключение