logo search
КСР Саутина ПХ 2 курс

Виды групп

Принято выделять следующие виды групп.

Неорганизованная и случайно организованная группа (номи­нальная группа, конгломерат; зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т.п.) характеризуется добровольным вре­менным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, при­ятелей).

Кооперация — группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой. Межличностные отношения в та­кой группе носят деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности.

Корпорация — группа, объединенная только внутренними це­лями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух в трудовых или учебных груп­пах может приобретать черты группового эгоизма.

Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой фор­мальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.

Настоящий сплоченный коллектив, например учебный, воз­никает не сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

На первом, организационном этапе группа учащихся не пред­ставляет собой коллектива. Организатором жизни и деятельно­сти учебной группы на этом этапе является педагог. Он внима­тельно изучает каждого члена группы, его характер, особенности личности. В целом первый этап характеризуется социально-психо­логической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учеб­ному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения.

Второй этап развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, т.е. члены группы, пользующиеся автори­тетом у большинства членов коллектива. Этот этап характеризу­ется созданием системы межличностных и деловых отношений между членами коллектива. Педагогу для организации соответ­ствующей коррекционной работы чрезвычайно важно знать, ка­кова структура межличностных отношений в коллективе, а также на чем они основаны. В этой связи большое значение приобре­тают специальные методы исследования, позволяющие выявить скрытую от непосредственного наблюдения структуру межлич­ностных взаимоотношений в группе, выявить лидеров и статус­ное положение всех остальных членов группы.

Третий этап развития коллектива характеризуется наличием высокого уровня сплоченности — ценностно-ориентированного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом.

Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат — совокуп­ность отношений членов коллектива к условиям и характеру со­вместной деятельности; к коллегам, членам коллектива; к руко­водителю.