5.4.5. Движущие силы и факторы развития личности
Движущей силой развития личности является борьба противоречий.
Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Они возникают как следствие постоянно меняющихся наших потребностей: расхождение между новыми потребностями и старыми возможностями их удовлетворения, между знанием и незнанием, между Я-реальным и Я-идеальным.
Личность – это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Ребенок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Традиционно к основным факторам развития личности относят среду, наследственность и воспитание.
• Наследственность – это воспроизводство у потомков биологического сходства с родителями и шире: вся генетическая программа – строение мозга, центральная нервная система, прямохождение, строение руки и т.д. По наследству передаются многие заболевания, осложняющие процесс развития личности. Биогенетические концепции развития личности предают первостепенное значение именно этому фактору. Вспомните образные определения, как «голубая кровь», «белая кость», подчеркивающие значимость личности в зависимости не от ее достижений, а от происхождения.
• Среда – это то, что окружает человека с момента его рождения: биологическая (организм матери), природная, географическая, социальная (семья, школа, СМИ, друзья, соседи и т.д.). Так называемая «обогащенная среда» (много игрушек, друзей, впечатлений, положительных эмоций) способствует более успешному психическому развитию личности ребенка.
• Воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемых, в ходе которого осуществляется развитие личности. Целенаправленность воспитания играет огромную роль в развитии личности, так как позволяет через целенаправленное и систематическое воздействие уменьшать влияние неблагоприятной наследственности и среды.
• Перечисленные факторы являются основными, но не достаточными. Решающий фактор – это собственная активность личности, которая проявляется через самопознание, самовоспитание, самообразование и самоопределение.
- Раздел 2. Человек: индивид, субъект, личность
- Тема 5. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсальность
- Целостное представление о человеке
- Феномен человека
- 5.1.2. Трех составная суть человека
- 5.2. Понятие о человеке как индивиде
- 5.2.1. Классификация индивидных свойств человека
- 5.2.2. Возрастно-половые особенности человека
- 5.2.3. Индивидуально-типические свойства человека
- 5.2.4. Конституциональные различия
- Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека
- Проблема учета и овладения психодинамическими характеристиками человека в различных видах деятельности
- Понятие о человеке как субъекте
- Целостность психологической организации субъекта
- Профессионализация субъекта труда
- Человек как личность, индивидуальность и универсальность (духовное существование человека)
- 5.4.1. Понятие о личности
- 5.4.2. Этапы формирования личности в онтогенезе
- 5.4.3. Психологическая структура личности
- 5.4.4. Развитие, социализация и становление личности
- 5.4.5. Движущие силы и факторы развития личности
- 5.4.6. Человек как индивидуальность и универсальность