logo search
КСР Саутина ПХ 2 курс

2 Потребности и мотивы в структуре направленности личности

Источником активности личности являются различные потребности. В потребностях зависимость от конкретных условий существования личности выступает своей активной стороной как система мотивов. Мотивы — это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности.

Вопрос источников активности личности волновал ученых на протяжении многих лет. Взгляды на природу активности определяются теоретической основой исследователя. Например, согласно утверждениям З. Фрейда, человек активен в результате того, что у него выявляются инстинктивные побуждения, и, прежде всего половой инстинкт и инстинкт самосохранения. Не имея возможности сделать анализ всех теоретических подходов к анализу источников активности, укажем лишь на позицию, которая получила распространение в отечественной науке. В соответствии с ней личность обнаруживает свою активность в процессе взаимодействия с окружающим миром, в деятельности. Источником активности личности являются ее потребности. Именно потребности побуждают человека действовать определенным образом и в определенном направлении. Потребность — это состояние личности, выражающее зависимость ее от конкретных условий существования. И поэтому потребность выступает источником активности личности.

Таким образом, активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Но сразу необходимо указать на различие в формах активности личности человека и активности поведения животных. Животное активно в своем поведении благодаря тому, что его природная организация как бы заранее предопределяет круг вещей, которые могут стать объектом его потребностей и вызовут его активное стремление обладать ими. Процесс удовлетворения потребностей животных и обеспечивает им наиболее полное приспособление к среде, т.е. в потребностях животного непосредственно представлена природная вещь как стимул его активности. Иную картину представляет активность человека и источники этой активности — человеческие потребности. Потребности человека формируются в процессе его воспитания, т. е. приобщения к миру человеческой культуры. У человека удовлетворение потребностей выступает как активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, опре­деленной общественным развитием. Исходя из вышесказанного, можно определить потребность следующим образом.

Потребностьсостояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Специфика потребностей человека. Потребности человека имеют общественно-личностный характер. Это находит выражение, во-первых, в том, что для удовлетворения своих потребностей человеком используются результаты общественного разделения труда. Во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы.

Виды потребностей. Потребности человека можно классифицировать в зависи­мости от происхождения и предмета потребности. По своему происхождению потреб­ности могут быть естественными и культурными. В естественных потребностях выражается активизирующая деятельность человека, зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства. У всех людей имеются естественные потребности в пище, питье, в существе противоположного пола и т. д. И хотя естественные потребности остаются теми же (по их перечню), что и у животных, однако по своей психологической сущности они коренным образом отличаются от естественных потребностей животных. Изменяются способы и орудия удовлетворения, а самое главное — претерпевают изменения и сами потребности. Таким образом, естественные потребности имеют общественно-исторический характер.

В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры, их корни целиком лежат в границах человеческой истории. При разном экономическом и общественном строе, в зависимости от воспитания и усвоения распространенных и принятых обычаев и форм поведения, человек приобретает различные культурные потребности. Культурные потребности существенно различаются по уровню, по своей связи с требованиями, которые предъявляет человеку общество. По своему уровню и сами потребности, и деятельность, ими порождаемая, оцениваются по-разному. Нравственно оправданная потребность личности — это потребность, отвечающая требованиям общества, в котором человек живет, соответствующая принятым в этом обществе вкусам, оценкам, а главное, мировоззрению.

По характеру предмета потребности могут быть органические, материальные, социальные и духовные. Органические потребности связаны с объектами, в которых нуждается человеческий организм (потребности в воздухе, воде, определенной температуре, влажности и т.д.). В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребности в одежде, жилищах и т.д.). Социальные потребности связаны с функционированием человека как субъекта и объекта социальных отношений, а удовлетворяются они в ходе общения и совместной деятельности с другими людьми. Э. Фромм конкретизирует социальные потребности, выделяя потребности в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанности, в самосознании (осознании себя неповторимым). Духовные потребности характерны для людей высокого уровня личностного развития, у которых быть добрым и гуманным является стержневым побуждением в жизни.

Часто предмет потребности в психологии связывают с мотивом. Однако существуют и другие подходы к трактовке мотива, но, так или иначе, потребности и мотивы очень взаимосвязаны. Мотив — это побуждения к определенному поведению и действиям, связанные с удовлетворением тех потребностей человека, без которых, по его мнению, невозможно поддерживать свою нормальную жизнедеятельность. Иначе, потребности человека — это испытываемая им нужда в чем-то, а мотив — это побуждения человека в связи с этой нуждой.

Если рассматривать роль мотивов в структуре деятельности, то можно увидеть, что деятельность определяется мотивами, которые предшествуют возникновению цели деятельности. Мотивы служат побуждением человека к действию, поведению, которые складываются из отдельных операций (частные акты действия). Если попытаться очень условно разделить все теоретические подходы в зависимости оттого, что выступает мотивами, то можно выделить:

Е. П. Ильин рассматривает мотив как сложное психологическое образование, в качестве основных компонентов включающее потребностный блок, блок «внутрен­него фильтра» и целевой блок. Потребностный блок образуют биологические и социальные потребности, а также то, что связано с осознанием долга, необходимости осуществления чего-либо. Содержание блока «внутреннего фильтра» составляют те психические явления, которые позволяют осуществить нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности и т. д.), оценку внешней ситуации, своих возможностей (знаний, умений, качеств) и предпочтений (интересы, склонности, уровень притязаний). Целевой блок составляет, с одной стороны, образ предмета, который может удовлетворить потребность, а с другой — образ определенного действия (действий), реализация которого позволяет достичь желаемого.