Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
Если пик профиля на четвертой шкале сочетается с подъемами на шкалах, расположенных левее четвертой, то асоциальные тенденции маскируются или проявляются социально приемлемыми путями.
Аналогичное значение имеет сочетание пика профиля на четвертой шкале с пиком на рассматриваемой далее седьмой шкале.
Эта трансформация асоциальных проявлений имеет место, если враждебность и протест против существующей нормы осуществляются косвенным путем, если потребность в поддержке и положительной оценке со стороны окружающих ограничивает проявление гетероагрессивных тенденций, если асоциальные проявления касаются только ближайшего окружения и, наконец, если имеет место социально приемлемая рационализация и узкая направленность враждебности и протеста. Во всех этих случаях пик на четвертой шкале будет сочетаться с подъемами профиля на одной, двух, а иногда и на всех трех шкалах невротической триады.
В случае сочетания пиков профиля на четвертой и первой шкалах беспокойство о состоянии своего физического здоровья будет в тем большей степени «затушевывать» асоциальные проявления, чем выше пик на первой шкале по отношению к пику на четвертой. При этом соматические жалобы используются для давления на окружающих, в частности врачей, родственников, сотрудников, с целью получения преимуществ и рационального объяснения недовольства своим местом в группе, ощущения несправедливости, изолированности и т. п. В этой связи явно асоциальное поведение при таком типе профиля встречается редко, а соматические жалобы отличаются большим постоянством и резистентны к терапевтическому воздействию.
В некоторых случаях пик на первой шкале обнаруживается не постоянно, а появляется в результате соматизации тревоги, возникшей вследствие разоблачения асоциальных действий испытуемого, но и в этих случаях их в тот период времени, когда наряду с пиком на четвертой шкале определяется пик на первой, асоциальные тенденции выявляются в описанной выше косвенной форме.
Сочетание пиков на второй и четвертой шкалах, существующее постоянно, указывает на затруднения социальной адаптации и отражает тенденцию к тревоге, связанной с неспособностью испытуемых строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами и склонностью их в этой связи к самоупреку, самообвинению, самоуничижению при нарушении этих норм. В тех случаях, когда обычно отсутствующий пик.на второй шкале появляется в связи с неприятностями, обусловленными нарушением социальной адаптации и асоциальным поведением, реакции самоупрека и самообвинения возникают только по конкретному поводу.
Снижение профиля на второй шкале при пике профиля на четвертой прогностически неблагоприятно, так как указывает на отсутствие тревоги в связи с асоциальной тенденцией и соответственно на отсутствие мотиваций, направленных на изменение этой тенденции.
Сочетание подъемов на третьей и четвертой шкалах типично для эмоционально незрелых личностей, характерная демонстративность которых и стремление ориентироваться на внешнюю оценку препятствует прямому асоциальному поведению, позволяет контролировать асоциальные импульсы в тем большей степени, чем больше социальная дистанция между индивидуумом и людьми, входящими в круг его общения. Выраженность этого контроля, благодаря которому люди с таким типом профиля могут казаться даже склонными к конформизму, нарастает параллельно повышению профиля на третьей шкале по отношению к его уровню на четвертой. Поскольку враждебность, протест, неспособность и нежелание считаться с интересами окружающих проявляются в этих случаях в степени обратно пропорциональной социальной дистанции, они обнаруживаются главным образом в отношении с близкими людьми (в частности, с членами семьи, ближайшими родственниками), иногда ' приобретая характер узконаправленной («канализированной») враждебности по отношению к кому-нибудь из них. Обычно эта враждебность рационально обосновывается, что позволяет лицам с подобным типом профиля сохранять внешнюю конформность. Косвенным проявлением асоциальных тенденций может быть склонность к общению с асоциальными индивидуумами.
- Оглавление
- Введение
- Об анкетных методах исследования личности
- Тест mmpi общие сведения
- Выбор утверждений
- Стандартизация и валидизация
- Основные шкалы теста
- Оценочные шкалы теста
- Измерение результата
- Методика многостороннего исследования личности проблемы адаптации теста
- Модификация и рестандартизация
- Стандартизация методики многостороннего исследования личности
- Процедура стандартизации
- Методика проведения исследования
- Основы интерпретации
- Оценочные шкалы
- Шкала l
- Шкала f
- Шкала к
- Клинические шкалы
- Шкалы невротической триады
- Вторая шкала. Тревога и депрессивные тенденции
- Первая шкала. Соматизация тревоги
- Третья шкала. Вытеснение факторов, вызывающих тревогу
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Четвертая шкала. Реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Пятая шкала. Выраженность мужских и женских черт характера
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Шестая шкала. Ригидность аффекта
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Седьмая шкала. Фиксация тревоги и ограничительное поведение
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Восьмая шкала. Аутизация
- Девятая шкала. Отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Нулевая шкала. Социальные контакты
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Использование методики многостороннего исследования личности для изучения психофизиологических соотношений
- Психовегетативные соотношения при транзиторной гипертонии
- Психосоматические отношения при нарушениях сна
- Психофизиологические соотношения при различных уровнях поражения лимбико-гипоталамо-ретикулярного комплекса
- Применение методики многостороннего исследования личности для психогигиенических исследований Общие сведения
- Сверхточные личности.
- Ригидные личности.
- Демонстративные личности.
- Циклотимические личности.
- Аутичные личности.
- Неуправляемые личности.
- Группы больных неврозами, психопатиями и психозами.
- Особенности личности и адаптации студента
- Особенности личности и успешность деятельности
- Особенности личности и успешность деятельности студентов
- Особенности личности и успешность профессиональной деятельности (на примере исследований специалистов водного транспорта)
- Особенности личности и мотивация достижения
- Заключение