Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
Большое значение имеет соотношение уровней профиля на третьей шкале и шкале К. Чем выше профиль на шкале К при пике его «а третьей шкале (особенно если одновременно отмечается снижение профиля на шкале F), тем тоньше проявления демонстративности и тем реже встречаются грубые конверсионные симптомы.
По-видимому, отражающаяся в повышении профиля по шкале К тенденция отрицать неуверенность, трудности и любые формы неблагополучия ограничивает наиболее яркие внешние проявления демонстративности, незрелости и эгоцентризма. В этих случаях обнаруживается стремление подчеркивать гармонию в отношениях с окружающими, даже за счет отказа от ранее принятых установок и критериев. Для лиц, дающих профиль этого типа (при отсутствии повышения профиля на восьмой шкале), характерны конформность и стремление строго следовать конвендиальным нормам, повышенная идентификация со своим социальным .статусом, усиленное стремление к положительной оценке со стороны окружающих. Тенденция к утверждению гармонии в межличностных отношениях и ориентировка на поддержку со стороны окружающих приводят к тому, что ситуации, требующие четких самостоятельных решений, резкого, откровенного отпора в отношении окружающих или применения власти, являются для подобных личностей ситуациями стресса, которых они стараются избегать. Типична и склонность декларировать оптимизм, вне зависимости от реальной ситуации. В связи с описанными особенностями в клинических случаях лица такого типа редко соглашаются признать связь возникшей симптоматики с эмоциональным напряжением, неохотно соглашаются на контакты с психиатром и тем более на госпитализацию в психиатрические учреждения.
Пик на третьей шкале часто сочетается с подъемом на первой. При этом уровень профиля на второй шкале оказывается ниже, чем на первой и третьей, и профиль на первых трех шкалах приобретает форму римской цифры V, в связи с чем этот вариант профиля в литературе, посвященной оригинальному варианту MMPI получил наименование конверсионного V (конверсионная пятерка). Этот тип профиля отражает устранение тревоги (снижение профиля на второй шкале) за счет соматизации (повышение профиля на первой шкале) и вытеснения ее с формированием демонстративного поведения (повышение профиля на третьей шкале). Реакции такого типа позволяют истолковывать жизненные затруднения, неспособность оправдать ожидания окружающих, несоответствие собственному уровню притязаний и т. п. с точки зрения Социально приемлемой и представляющейся.рациональной самому испытуемому. Эти реакции могут осуществляться, во-первых, за счет появления соматической симптоматики, которая позволяет рационально объяснить затруднение и, во-вторых, за счет возникновения непсихотической психопатологической симптоматики, которая выражается в жалобах на утомляемость, раздражительность, неспособность к концентрации внимания и т. п.
Соматические жалобы так же, как жалобы лиц, профиль которых определяется пиком на первой шкале, могут сопровождаться возникновением сенестопатических ощущений, которые в этих случаях часто относятся к коже и скелетной мускулатуре, а не только к внутренним органам. Пессимизм, явно выраженный у лиц с изолированным пиком профиля на первой шкале, уменьшается по мере повышения профиля на третьей.
Следует учесть, что аналогичные типы профиля нередко отмечаются при соматических заболеваниях, в генезе которых важную роль играют личностные особенности и ситуации эмоционального стресса (язвенная болезнь, транзиторные формы артериальной гипертонии, мигрень и т. п.) и, по-видимому, отражают характерные для этих состояний психосоматические соотношения.
При умеренной выраженности описанных особенностей и достаточно высоком интеллекте отмечается хорошая адаптация к окружению с уверенностью в себе, высокой социальной приспособляемостью, экстравертированностью. Такая возможность тем больше, чем тоньше демонстративный компонент поведения, т. е. чём выше показатели результатов по шкале К и ниже по шкале F. Уровень достигнутой адаптации будет отражаться в степени снижения профиля на второй, а также седьмой шкалах. Если такое снижение выражено, испытуемые обычно стремятся производить впечатление людей, обладающих большим чувством ответственности и альтруистическими наклонностями, и действительно охотно организуют свое поведение в соответствии с ролью человека, оказывающего помощь окружающим.
Сочетание повышения на третьей и второй шкалах указывает на недостаточную эффективность устранения тревоги путем вытеснения и редко встречается у здоровых. Для лиц с этим типом профиля характерно снижение настроения, которое в зависимости от соотношения высоты профиля на второй и третьей шкалах и некоторых других характеристик-профиля (в частности, высоты профиля на седьмой и девятой шкалах) либо доминирует (что в клинически выраженных случаях позволяет говорить о собственно депрессивной симптоматике), либо окрашивается расстройствами тревожного ряда, либо выражается в ощущениях слабости и апатии. Поведение больных с описываемым вариантом профиля ориентировано на сочувствие, внимание и поддержку со стороны окружающих (так же как и при сочетании повышения профиля на второй шкале с повышением его на первой). Однако в данном случае эта цель достигается не столько за счет подчеркивания соматических жалоб, сколько за счет аффектированной подачи непсихотических психопатологических нарушений (снижение настроения, памяти, появление утомляемости и т. п.). Указанная симптоматика может использоваться как средство давления на окружающих, обеспечивающее повышенное внимание и поддержку в тем большей степени, чем теснее контакт с лицами, на которых оказывается давление. В этой связи может затрудняться адаптация в ближайшем окружении, в частности внутрисемейная.
- Оглавление
- Введение
- Об анкетных методах исследования личности
- Тест mmpi общие сведения
- Выбор утверждений
- Стандартизация и валидизация
- Основные шкалы теста
- Оценочные шкалы теста
- Измерение результата
- Методика многостороннего исследования личности проблемы адаптации теста
- Модификация и рестандартизация
- Стандартизация методики многостороннего исследования личности
- Процедура стандартизации
- Методика проведения исследования
- Основы интерпретации
- Оценочные шкалы
- Шкала l
- Шкала f
- Шкала к
- Клинические шкалы
- Шкалы невротической триады
- Вторая шкала. Тревога и депрессивные тенденции
- Первая шкала. Соматизация тревоги
- Третья шкала. Вытеснение факторов, вызывающих тревогу
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Четвертая шкала. Реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Пятая шкала. Выраженность мужских и женских черт характера
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Шестая шкала. Ригидность аффекта
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Седьмая шкала. Фиксация тревоги и ограничительное поведение
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Восьмая шкала. Аутизация
- Девятая шкала. Отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Нулевая шкала. Социальные контакты
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Использование методики многостороннего исследования личности для изучения психофизиологических соотношений
- Психовегетативные соотношения при транзиторной гипертонии
- Психосоматические отношения при нарушениях сна
- Психофизиологические соотношения при различных уровнях поражения лимбико-гипоталамо-ретикулярного комплекса
- Применение методики многостороннего исследования личности для психогигиенических исследований Общие сведения
- Сверхточные личности.
- Ригидные личности.
- Демонстративные личности.
- Циклотимические личности.
- Аутичные личности.
- Неуправляемые личности.
- Группы больных неврозами, психопатиями и психозами.
- Особенности личности и адаптации студента
- Особенности личности и успешность деятельности
- Особенности личности и успешность деятельности студентов
- Особенности личности и успешность профессиональной деятельности (на примере исследований специалистов водного транспорта)
- Особенности личности и мотивация достижения
- Заключение