Введение
Развитие медицинской науки и практического здравоохранения в значительной мере базируется на появлении и распространении новых методов исследования. В различных отраслях соматической медицины роль факторов, обеспечивших новые научные и практические достижения, сыграли современные электрофизиологические, эндоскопические, морфологические, радиоизотопные и тонкие биохимические методы. Они позволили объективизировать и количественно оценить явления, приближенная оценка которых до появления подобных методов оставалась прерогативой клинической интуиции.
В последние годы назрела необходимость в разработке методик, которые могли бы аналогичным образом дополнить и уточнить принятые методы клинического исследования в оценке психического состояния применительно к задачам психиатрических, психогигиенических и . медико-психологических исследований. Одним из путей решения этой задачи может быть разработка и применение психодиагностических тестов, т. е. методов исследования, позволяющих оценить особенности личности и актуального психического состояния исследуемого путем сравнения их с ранее установленными психологическими стандартами.
Психодиагностические методики не могут претендовать на роль единственного способа оценки психиче-ского состояния, но они могут иметь существенное значение для получения более полных и объективных данных, необходимых при решении вопросов, связанных с диагностикой, прогнозом и разработкой системы реабилитации. Диагностическая ценность метода будет при этом определяться уровнем предварительной исследовательской работы, обеспечивающей достоверность используемых стандартов, объемом исследуемых психологических характеристик и значимостью этих характерист.ик для решения стоящих перед исследователем задач. Чем шире объем характеристик, исследуемых с помощью теста и круг вопросов, для решения которых могут быть использованы полученные данные, тем больше универсальность теста, тем более широкое применение он может получить.
С этой точки зрения описываемая методика многостороннего исследования личности может считаться одной из наиболее универсальных. Применение этой методики представляется целесообразным, в частности, в тех исследованиях, где требуется количественное выражение и сопоставимость результатов, изучение большого числа испытуемых в ограниченные промежутки времени, установление корреляций особенностей личности и психического состояния с любыми независимыми переменными. В частности, методика может найти широкое применение в эпидемиологических исследованиях, которые предполагают изучение больших популяций для определения распространенности психических нарушений среди населения и факторов, влияющих на эту распространенность.
Количественная оценка выраженности психических нарушений, возможность статистической обработки, абсолютная сопоставимость данных, полученных различными исследователями, позволяют считать применение психодиагностических методик вообще и методики, описываемой в предлагаемой работе, в частности средством, существенно повышающим надежность эпидемиологических исследований.
Потребность в объективных методах исследования связана также с широким распространением психофармакологической терапии. Увеличение числа препаратов требует достоверной оценки их психотропного эффекта. Объективная методика оценки психотропных средств должна позволять достоверно оценивать спектр психотропного действия препарата или сочетания препаратов с учетом возможных изменений характера действия в зависимости от исходного психического состояния; сравнивать различные психотропные средства по степени их воздействия на определенные аспекты психопатологической симптоматики; выбирать наиболее эффективные препараты или сочетания препаратов для купирования определенных форм психопатологических нарушений; осуществлять контроль за динамикой психопатологической симптоматики (с помощью количественной оценки ее), в процессе терапии. Накопленный к настоящему времени опыт позволяет полагать, что описываемая методика отвечает перечисленным требованиям.
Профилактическое направление советской медицины делает особенно важным активное выявление лиц, нуждающихся во внимании психиатра, и организацию профилактических, психогигиенических мероприятий. С этим связана необходимость массовых медицинских осмотров в 'больших коллективах с целью выявления так называемых групп повышенного риска (в отношении возможности возникновения психопатологических нарушений) , последующей диспансеризации относящихся к этой группе лиц и, в случае необходимости, их лечения. В решении такой задачи данная психодиагностическая методика, допускающая возможность массового обследования, может оказать существенную помощь.
Речь идет не о нозологической психиатрической диагностике, а лишь о получении дополнительных данных, которые могут быть использованы клиницистом.
Клиницисту-психиатру методика позволяет получить дополнительные данные для оценки различных аспектов психического состояния и эффективности терапии, а также для решения вопросов прогноза, формы и интенсивности психиатрического наблюдения и трудоустройства больного.
В соматической медицине методика может способствовать раннему выявлению психических факторов, играющих роль в патогенезе ряда соматических заболеваний, и способствовать своевременному устранению этих факторов.-
Тема монографии ограничивается применением описываемой методики в области медицины и не затрагивает вопросов ее использования в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях, которые требуют специальной разработки.
- Оглавление
- Введение
- Об анкетных методах исследования личности
- Тест mmpi общие сведения
- Выбор утверждений
- Стандартизация и валидизация
- Основные шкалы теста
- Оценочные шкалы теста
- Измерение результата
- Методика многостороннего исследования личности проблемы адаптации теста
- Модификация и рестандартизация
- Стандартизация методики многостороннего исследования личности
- Процедура стандартизации
- Методика проведения исследования
- Основы интерпретации
- Оценочные шкалы
- Шкала l
- Шкала f
- Шкала к
- Клинические шкалы
- Шкалы невротической триады
- Вторая шкала. Тревога и депрессивные тенденции
- Первая шкала. Соматизация тревоги
- Третья шкала. Вытеснение факторов, вызывающих тревогу
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Четвертая шкала. Реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Пятая шкала. Выраженность мужских и женских черт характера
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Шестая шкала. Ригидность аффекта
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Седьмая шкала. Фиксация тревоги и ограничительное поведение
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Восьмая шкала. Аутизация
- Девятая шкала. Отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Нулевая шкала. Социальные контакты
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Использование методики многостороннего исследования личности для изучения психофизиологических соотношений
- Психовегетативные соотношения при транзиторной гипертонии
- Психосоматические отношения при нарушениях сна
- Психофизиологические соотношения при различных уровнях поражения лимбико-гипоталамо-ретикулярного комплекса
- Применение методики многостороннего исследования личности для психогигиенических исследований Общие сведения
- Сверхточные личности.
- Ригидные личности.
- Демонстративные личности.
- Циклотимические личности.
- Аутичные личности.
- Неуправляемые личности.
- Группы больных неврозами, психопатиями и психозами.
- Особенности личности и адаптации студента
- Особенности личности и успешность деятельности
- Особенности личности и успешность деятельности студентов
- Особенности личности и успешность профессиональной деятельности (на примере исследований специалистов водного транспорта)
- Особенности личности и мотивация достижения
- Заключение