logo search
ивидуальность c семинаром 3

5.4.6. Человек как индивидуальность и универсальность

Сущностное определение индивидуальности связано с использованием понятий: целостность, самобытность, авторство, собственный способ жизни, стиль жизни., деятельности.

Индивидуальность есть особая форма бытия человека в обществе. Это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений. Человек не совпадает с обществом, с группой, с другими, а представляет собой отдельность, живущую в рамках общественного целого своей собственной жизнью. С.Л. Рубинштейн отмечал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств.

Индивидуальность – это авторство собственной жизни: в миропонимании, в стилях деятельности, в социальном поведении.

Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, с собой как Другим. Индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни.

Психологическими образованиями индивидуальности человека выступают система смысловых отношений и ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера.

Формулой индивидуальности может служить известное изречение реформатора церкви М. Лютера: «На том стою и не могу иначе».

Универсализм человеческой жизни есть высший уровень ее духовного измерения (В.И. Слободчиков), непосредственная связь человека с миром как целым (бесконечным), обретение в понимании Человека бесконечности через усмотрение эквивалентности сторон отношения «Человек – Мир». Этот вопрос больше обсуждается на языке философии и богословия, нежели психологии. Актуальная бесконечность человека реализуется в наличном бытии в форме трансцендирования, т.е. потенциальной бесконечности (что делает наличное бытие открытым в Мир, в будущее).

Контрольные вопросы

  1. Через какие категории описывают человека как целостное образование?

  2. Что является интегративной характеристикой человека как индивида?

  3. Через какую категорию описывают человека как носителя природных свойств?

  4. Каким понятием обозначается человек как носитель предметной деятельности?

  5. Можно ли говорить о «хороших» и «плохих» темпераментах человека? Почему?

  6. Каким термином обозначают человека кА социальное существо?

  7. Чем личностное поведение человека отличается от индивидного?

  8. Каковы закономерности развития личности?

  9. Назовите и охарактеризуйте структурные компоненты личности.

  10. В чем принципиальное различие в описании структуры личности К. Платонова и Д. Леонтьева?

  11. Что является основными условиями развития личности?

Тест №5

  1. Человек как представитель рода, имеющий природные свойства – это:

а. индивид

б. субъект

в. личность

г. индивидуальность

  1. Человек как носитель предметно-практической деятельности обозначается термином:

а. индивид

б. субъект

в. личность

г. индивидуальность

  1. Человека как субъекта сознательной деятельности и общения называют:

а. индивидом

б. субъектом

в. личностью

г. индивидуальностью

  1. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:

а. статические

б. содержательные

в. динамические

г. приобретенные

  1. Человек как своеобразное, самобытное, отличное от других образование – есть:

а. личность

б. субъективность

в. индивидуальность

г. индивид

  1. Критерием темперамента является:

а. приобретенность

б. раннее проявление в детстве

в. значительная изменчивость в течение всего периода жизни человека

г. зависимость от черт характера

  1. Биологически обусловленной подструктурой в структуре личности является:

а. темперамент

б. знания, умения

в. навыки

г. характер

  1. Для людей с астеническим типом телосложения по Кречмеру характерно:

а. интровертированность, замкнутость, плохая адаптация в социуме

б. общительность, открытость новым впечатлениям

в. экстровертированность

г. выносливость, способность быстро принимать решения

  1. Ускоренное физическое развитие детей и подростков в современных условиях называют:

а. индиго

б. акселерацией

в. пубертатом

г. социализацией

  1. Духовная жизнь человека – это его существование как:

а. индивида

б. природного существа

в. личности

г. субъекта

  1. Темперамент не является структурным элементом личности по мнению:

а. Д. А. Леонтьева

б. К.К. Платонова

в. Гиппократа

г. И. Канта

  1. Личность рассматривается как система, состоящая из трех структурных элементов: «Оно», «Я», «Сверх-Я» в концепции:

а. культурно-исторической

б. психоаналитической

в. бихевиоральной

г. гуманистической

  1. Психологическое описание «портретов» различных темпераментов впервые дал:

а. Гиппократ

б. Гален

в. И. Кант

г. И.П. Павлов

  1. Одним из авторов конституциональной теории темперамента является:

а. И.П. Павлов

б. Б. М. Теплов

в. В.С. Мерлин

г. Э. Кречмер

  1. Сильный – уравновешенный – подвижный тип высшей нервной деятельности соответствует темпераменту:

а. холерическому

б. сангвиническому

в. флегматическому

г. меланхолическому

  1. Сильный – уравновешенный – инертный тип высшей нервной деятельности соответствует темпераменту:

а. холерическому

б. сангвиническому

в. флегматическому

г. меланхолическому

  1. Сильный – неуравновешенный тип высшей нервной деятельности соответствует темпераменту:

а. холерическому

б. сангвиническому

в. флегматическому

г. меланхолическому

  1. Физическое различие между полами, обусловленное биологически называется:

а. пубертатом

б. половым диморфизмом

в. гражданским полом

г. гормональным полом

  1. Тип телосложения, характеризующийся округлой фигурой, средним ростом, выраженной жировой прослойкой называется:

а. атлетическим

б. астеническим

в. пикническим

г. диспластичным

  1. Тип телосложения, характеризующийся несуразностью, диспропорциями называется:

а. атлетическим

б. астеническим

в. пикническим

г. диспластичным

  1. Склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий протекания И. Павлов назвал:

а. социотипом

б. генотипом

в. фенотипом

г. биотипом

  1. Стабильность настроения, устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы, как:

а. сила

б. уравновешенность

в. подвижность

г. динамичность

  1. Низким уровнем психической активности, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной чувствительностью отличаются:

а. меланхолики

б. сангвиники

в. холерики

г. флегматики

24. Работу, требующую усидчивости, тщательности выполнения, однообразную, длительную по времени лучше поручить выполнить:

а. меланхолику

б. сангвинику

в. холерику

г. флегматику

25. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:

а. меланхолику

б. сангвинику

в. холерику

г. флегматику

26. Для нормального развития человека как личности необходимы потребности:

а. духовные

б. психогенные

в. биогенные

г. социогенные

27. Свойствами человека как личности являются:

а. темперамент

б. половой диморфизм

в. ответственность

г. позиция

д. конституциональный тип

е. ценностные ориентации

ж. направленность

28. Индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, называются:

а. темпераментом

б. характером

в. способностями

г. чувством

29. Системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении, обозначается понятием:

а. темперамент

б. мотивация

в. личность

г. задатки

Литература

- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 2000.

- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Школа-пресс, 1995.

- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2001.

- Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. - С-Пб.: Питер, 1997.

- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии. //Вопросы психологии. 1997, № 5.

- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - С-Пб.: Питер, 2001.

- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С-Пб.: Питер, 1999.

- Роджерс К. Становление личности. – М., 2001.

- Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - С-Пб.: Питер, 2000.

Семинар 3. Тема: «Понятие «Я - концепция». Самооценка»

Задачи:

- ознакомление с основными теоретическими, подходами к феномену «самооценка» в отечественной и зарубежной психологии;

Актуализация: Развитие самосознания и формирование «Я-концепции».

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «Я-концепция», «самооценка»: подходы к описанию.

Самооценка и уровень притязаний.

Самооценка как оценочная составляющая «Я-концепции».

Самооценка как новообразование кризиса 7 лет.

Литература:

1. Кон И.С. Открытие Я. М., 1978.

2. Текст 5.1 (Бороздина Л.В. Что такое самооценка? //Психологический журнал. 1992, №4.)

3. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии //Собр.соч.в 6тт, т.4

4. Текст 5.2

  1. Проблемы самооценки в младшем школьном возрасте.

Особенности социальной ситуации развития. Новая социальная роль. Кризис 7 лет. «Я»-реальное и «Я»-идеальное.

Самооценка и оценка учителя.

Литература:

1. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника. //Вопросы психологии, №4, 1990.

2. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,1976.

3. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.: Томск, 1992, С.76-80.

  1. «Я-концепция» и самооценка в подростковом и последующих возрастах.

Особенности социальной ситуации развития.

Физическое развитие и самооценка.

Социальное развитие и самооценка.

Ориентация на самооценку и оценку окружающими.

Референтная группа.

Самооценка у несовершеннолетних с девиантным поведением.

Литература:

1. Кле М. Психология подростка.: М., 1991.

2. Савонько Е.М. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста.//Вопросы психологии, №4, 1969.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М, 1886

5. Валицкая Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка несовершеннолетних правонарушителей. //Вопросы психологии, №1, 1989.

Дополнительное задание:

1.Подумайте и предложите способы защиты самооценки.

2.Назовите симптомы позитивной «Я-концепции» и негативной.

Актуализация:

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

Составляющие «Я-концепции»:

1. Описательная: «Образ Я», картина Я – это комплекс сведений человека о нем самом, отвечающий на вопрос «Что я имею?, Чем я обладаю?».

2. Оценочная: «Самооценка» или «Принятие себя» – специфическая функция самосознания. Это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, отвечающей на вопрос «Что значит это для меня?».

Я-КОНЦЕПЦИЯ в сущности определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Образ Я – убеждение, которое может быть как обоснованным так и необоснованным – это когнитивная составляющая установки.

Самооценка – эмоциональное отношение к этому убеждению – это эмоционально-оценочная составляющая, аффективная оценка, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Важно выделить и 3-ю составляющую поведенческую – это потенциальная реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Задание 1. Вам предложен набор характеристик. Какие из них вы могли бы отнести к себе? Отметьте те, из них, которые являются наиболее устойчивыми.

А теперь распределите по 3 столбцам, выражающим ваше отношение к собственным качествам:

1. Меня это радует.

2. Мне это безразлично.

3. Мне это неприятно.

Я счастливый.

У меня ничего не ладится.

У меня все получается.

Я тугодум.

Я неуклюжий.

Я зануда.

Я неудачник.

Я добросовестный.

Я обманщик.

Я интроверт.

Я фантазер.

Я оптимист.

Я человек надежный.

Я раздражительный.

Я хороший друг.

Я подвержен настроению.

Я общительный.

Я религиозный.

Я умный.

Я слабовольный.

Я опрометчивый

Вопросы:

Что же вы, в сущности, делали, работая с этой схемой?

Какие аспекты Я-концепции присутствовали в ваших действиях?

Задание 2

Заполните таблицу: каков самооценочный механизм у людей с завышенной и заниженной самооценкой?

Завышенная самооценка Заниженная самооценка

Восприятие ситуации:

……………………………. …………………………………..

Выбор стратегии:

…………………………… ……………………………………

Отношение к компромиссам:

…………………………. ……………………………………

Отношение к поражению:

…………………………. ……………………………………

Вывод: Люди с адекватной самооценкой: ……………………………………… ……………………………………………………………………………………………………

Замечание:

Высокий уровень неадекватных притязаний в конфликте с неудачей называется эффект неадекватности – устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, являющееся следствием 2-х разнонаправленных тенденций:

Задание 3.

Джемс (1890) рассматривал самооценку как отношение реальных достижений (РД) к уровню притязаний (УП):

Самооценка = РД /УП

Предложите способ повышения самооценки.

Какие существуют способы защиты самооценки?

Задание 4.

Отметьте на шкале, где находится ваше Я-идеальное и Я-реальное:

Замечание:

Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек идет всегда по пути достижения максимальной внутренней согласованности.

Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами, идеями индивида приводят к дисгармонии личности, к ситуации дискомфорта. Фестингер (1957) назвал это когнитивным диссонансом

Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Одним из первых, кто связал эту точку зрения с Я-концепцией, был Леки (1945). По его мнению, индивид является целостной системой, перед которой стоит задача достижения гармонии с окружающей средой. Решая эту задачу, индивид может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом. Либо стремиться изменить каким-то образом себя или окружающих.

С ущественным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он, так или иначе, руководствуется самовосприятием.

Очень важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось внутреннее позитивное представление о себе, пока он пластичен, можно что-то изменить. Мы часто наивно полагаем, что можно легко повысить самооценку создавая положительные подкрепления.

Практическая работа:

Диагностика самооценочного механизма.

1. Тест на определение самооценки (Приложение 4).

Задание 5: Самостоятельно проанализируйте результаты теста. Какие на ваш взгляд исследовательские и практические задачи позволяет еще решить данная методика.

Задание 6: Какова структура Я-концепции Р. Бернса? Дайте комментарий к схеме (Приложение 5).

Рефлексия.