Детские реакции на травму.
Симптомы | Первый шаг помощи |
Возраст 3-7 | |
1.Беспомощность, пассивность | Обеспечение поддержки, отдыха, комфорта, пищи, возможности играть и/или рисовать |
2.Генерализованный страх | Восстановление защиты со стороны взрослых. |
3. Познавательные трудности (например, не может понять) | Повторные конкретные разъяснения ожидаемых событий |
4. Трудности распознавания собственных беспокойств. | Знакомство с эмоциональными названиями общих реакций |
5. Недостаточность вербализации – элективный мутизм, повторяющиеся невербальные проигрывания травмы, немые вопросы | Помощь в вербализации общих чувств и жалоб (ребенок еще не в состоянии воспринимать свои чувства по отдельности) |
6. Приписывание магических свойств воспоминаниям о травме | Отделение травмы от вещественных напоминаний (дома, ящика для игрушек и т. д.) |
7. Расстройства сна (ночные страхи и кошмары, страх засыпания, страх засыпания, страх оставаться одному, особенно в темноте) | Поощрение рассказов о них родителям и воспитателям |
8. Тревожная привязанность (цепляние за взрослых, нежелание быть без родителей) | Обеспечение постоянной заботы и ухода (например, заверения, что он будет встречен из детского сада/школы) |
9. Регрессивные симптомы (сосание пальца, энурез, лепетная речь). | Переносимость взрослых к этим временным проявлениям |
10. Тревоги, связанные с непониманием смерти, фантазии о «лечении от смерти», ожидания, что умершие могут вернуться, напасть | Объяснения физической реальности смерти |
Возраст до 11 лет | |
1. Поглощенность собственными действиями во время события, озабоченность своей ответственностью и/или виной | Помощь в выражении скрытых переживаний события |
2. Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями или пребыванием в одиночестве | Помощь в идентификации и выражении воспоминаний, тревог и в предупреждении их генерализации |
3. Пересказы и проигрывания события (травматические игры), познавательные искажения и обсессивная детализация | Разрешение говорить и играть, разбор искажений, знания о нормальности чувств и реакций |
4. Страх быть подавленным своими переживаниями | Стимуляция выражения страха, гнева, печали и.т.д. в поддерживающем присутствии взрослого, чтобы предупредить чувство захваченности переживанием |
5. Нарушение концентрации и обучения | Стимуляция сообщать родителям и учителям, когда мысли и чувства мешают учебе |
6. Нарушение сна (плохие сны, страх спать одному) | Поддержка в рассказах о снах, объяснения – почему бывают плохие сны |
7. Забота о безопасности своей и других | Помочь поделиться беспокойством, успокоить реалистичной информацией |
8. Нарушенное или нестабильное поведение (н-р: необычно агрессивное или безрассудное поведение, негативизм) | Помощь в совладании с переживаниями, с апелляцией к самоконтролю (н-р: сказав: «Наверное, это тяжело – чувствовать себя таким сердитым»). |
9. Соматические жалобы | Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения |
10. Пристальное внимание к реакциям и выздоровлению родителей, страх расстроить родителей своими тревогами | Предложение совместных встреч с детьми и родителями, чтобы помочь детям дать знать родителям – что они чувствуют |
11.Забота о других жертвах и их семьях | Поощрение конструктивных действий в интересах пораженных и погибших |
12. Страх и чувство измененности, вызванные собственными реакциями горя, страх призраков | Помощь в сохранении позитивных воспоминаний о том, что он делал в трудный момент |
Подростковый возраст | |
1. Взгляд со стороны, стыд и вина (подобно тому, что бывает у взрослых) | Побуждение к обсуждению события, связанных с ним чувств и реалистического видения того, что было возможно |
2. Тревожное осмысление своих страхов, чувства уязвимости и других эмоциональных реакций, страх казаться ненормальным | Помощь в понимании того, что способность переживать такой страх – признак взрослости, поощрение понимания и поддержки в среде сверстников |
3. Посттравматические срывы (н-р: использование наркотиков, алкоголя, делинквентное поведение, сексуальные загулы) | Помощь в понимании того, что такое поведение – попытка блокировать свои реакции на событие и заглушить гнев |
4. Опасные для жизни правила, саморазрушающее и виктимное поведение | Обращение к побуждениям такого поведения с острыми последствиями, увязывание их с импульсивностью, ведущей к агрессии |
5. Резкие изменения в межличностных отношениях | Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и семьей |
6. Желания и планы мести | Выслушать имеющиеся планы, обратиться к реальным последствиям их исполнения, поощрять конструктивные альтернативы, способные уменьшить чувство посттравматической беспомощности |
7. Радикальные изменения жизненных установок, влияющих на формирование идентичности | Связать установки изменений с влиянием травмы |
8. Преждевременное вхождение во взрослую жизнь (н-р: уход из школы, брак, или нежелание жить в доме) | Поощрение отсроченных решений, чтобы дать время на осмысление своих реакций на травму и переживание горя. |
- Жестокое обращение с детьми Что это такое?
- 1. Физическое насилие
- 2. Сексуальное насилие (развращение )
- 3. Психическое (эмоциональное) насилие
- 4. Пренебрежение нуждами ребенка
- Последствия жестокого обращения с детьми
- Причины жестокого обращения с детьми в семье Наиболее часто жертвами различного рада насилия как со стороны взрослых, так и сверстников, становятся:
- Факторы риска, связанные с особенностями семьи, в которой проживает ребенок
- Факторы риска, связанные с прошлым родителей
- Типы-схемы жестокого обращения родителей с детьми
- Последствия психологических травм для детей Дети, подвергшиеся физическому насилию
- Дети, подвергшиеся оскорблениям и унижениям
- Выявление детей, относящихся к условной группе риска по проблеме «жестокое обращение в семье»
- Сбор информации о насилии
- Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку
- Памятка пмсц «озон» для специалистов, работающих с детьми
- Характерна «щадящая» поза, если что-нибудь болит Признаки стрессового состояния ребенка:
- Признаки тревоги
- Выявление признаков повышенной тревожности ребенка требует немедленной организации психологической помощи!
- Карта наблюдения за признаками тревоги
- Признаки агрессивного поведения
- Работа с семьей, в которой пренебрегают нуждами ребенка
- Последовательность действий специалиста
- Работа с родителями
- Основные шаги в работе с родителями
- Помощь ребенку
- Как вести себя, если ребенок рассказал вам о том, что он подвергался сексуальному насилию
- Что необходимо ребенку, пережившему насилие
- Детские реакции на травму.
- Рекомендации родителям для избежания ситуаций сексуального использования детей со стороны чужих взрослых.
- Создание безопасной атмосферы.
- Работа с тревогой, агрессией
- Работа на осознание своих прав.
- Завершение терапии
- Психологическая помощь ребенку, пережившему насилие. (тезисы к методическому семинару с психологами оу)
- Методы работы психолога с ребенком, пережившим горе
- Игры и упражнения «Воздушный шарик»
- Работа с невыраженными эмоциями по в.Оклендер
- Сюжеты для рисования по в.Оклендер
- Занятие №1
- Занятие №2
- Занятие №4.
- Что предпринять после острой стрессовой ситуации?
- Что предпринять после острой стрессовой ситуации? Что вы можете сделать для других
- Как помочь ребенку, пережившему острый стресс?
- Как помочь ребенку, пережившему острый стресс?
- Как помогать пережившим травму ?
- Когда важно обратиться за профессиональной помощью ?
- Анкета для школьников
- Индикаторы сексуального и физического насилия над ребенком.