Типы-схемы жестокого обращения родителей с детьми
«Ребенок-мишень» - ребенка считают либо слишком пассивным, либо слишком активным и, как результат, он становится объектом агрессии в семье. Такая ситуация часто закладывается, если ребенок имеет физические или умственные недостатки. Усугубляется положение ребенка, если он любим одним из родителей.
«Критическая ситуация» (стечение обстоятельств) - потеря работы, развод и другая ситуация в жизни родителя могут вызвать вспышку гнева и жестокого поведения
«Отсутствие навыков отцовства и материнства» - родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство и не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания и избиения
«Необразованный родитель» - отсутствие элементарных знаний о возрастных особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детской психики
«Модель домашнего насилия» - жестокое поведение чаще отмечается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.
«Изоляция от внешнего мира» - нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и, как следствие, потребность в уединении и агрессия на любые попытки его нарушить
«Семейные стереотипы» - нарушение традиционных схем поведения жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушение традиционной семьи, этические нарушения…)
Основные правовые принципы работы с детьми, пострадавшими от насилия
Основные принципы работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения и насилия, и их семьями (по материалам ПМСЦ «ОЗОН» г.Москва)
У детей и подростков есть собственные права.
Специалисты, работающие с детьми, должны руководствоваться нормативно-правовыми документами: -
Конвенция о правах ребенка , принятая Генеральной Ассамблеей ООН .
Федеральный закон '' Об основных гарантиях прав ребенка в РФ '' .
Закон РФ '' Об образовании '' .
Семейный кодекс РФ .
Дети зависимы от родителей или опекунов, они не в состоянии самостоятельно защитить свои права, если по отношению к ним совершаются насильственные действия, поэтому они нуждаются в защите и поддержке специалистов различных профессий: педагогов, психологов, медиков, юристов. Дети имеют право на жизнь, свободу от насилия. Они имеют право получить помощь и поддержку от государства в случае, если насилие произошло. Дети имеют право на то, чтобы с ними советовались, учитывали их возраст, мнение, чувства и переживания.
Взрослые (и не только родители) несут ответственность за реализацию прав детей. В случае противоречия между интересами родителей и интересами ребенка, специалист должен отдавать предпочтение интересам ребенка, однако при этом необходимо выяснить и учитывать мнение родителей.
Обеспечение безопасности ребенка и недопущение повторения насилия является первым долгом специалиста, который столкнулся с ребенком, пострадавшим от жестокого обращения. Для этого ему необходимо владеть всей информацией о ситуации, в которой оказался ребенок.
Все действия специалистов должны быть основаны на тщательном анализе максимально полной информации о случившемся. Используйте все возможные источники для ее получения: беседу с ребенком, родителями (даже с теми, кто подозревается в совершении насилия), прародителями, другими родственниками.
Конфиденциальность – неразглашение подробностей случившегося и иной информации о семье, ставшей известной во время работы с ней. Любая информация о семье и самом ребенке может быть сообщена в органы опеки, внутренних дел или здравоохранения, если того требует необходимость обеспечения безопасности ребенка. В некоторых случаях сохранение конфиденциальности будет равносильно укрывательству факта насилия и преступления против ребенка. В зависимости от обстоятельств насилия и даже вопреки желаниям самого ребенка, специалист должен передать информацию о случившемся в соответствующие органы и учреждения, а также сам принять меры для защиты ребенка. При этом ребенку необходимо объяснить, почему вы так поступаете и раскрываете его «секрет»
Работающий со случаями насилия над детьми специалист не может брать на себя всю ответственность, а должен обращаться за помощью к коллегам, консультироваться с медицинскими работниками, обращаться в органы опеки и попечительства, в правоохранительные органы.
- Жестокое обращение с детьми Что это такое?
- 1. Физическое насилие
- 2. Сексуальное насилие (развращение )
- 3. Психическое (эмоциональное) насилие
- 4. Пренебрежение нуждами ребенка
- Последствия жестокого обращения с детьми
- Причины жестокого обращения с детьми в семье Наиболее часто жертвами различного рада насилия как со стороны взрослых, так и сверстников, становятся:
- Факторы риска, связанные с особенностями семьи, в которой проживает ребенок
- Факторы риска, связанные с прошлым родителей
- Типы-схемы жестокого обращения родителей с детьми
- Последствия психологических травм для детей Дети, подвергшиеся физическому насилию
- Дети, подвергшиеся оскорблениям и унижениям
- Выявление детей, относящихся к условной группе риска по проблеме «жестокое обращение в семье»
- Сбор информации о насилии
- Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку
- Памятка пмсц «озон» для специалистов, работающих с детьми
- Характерна «щадящая» поза, если что-нибудь болит Признаки стрессового состояния ребенка:
- Признаки тревоги
- Выявление признаков повышенной тревожности ребенка требует немедленной организации психологической помощи!
- Карта наблюдения за признаками тревоги
- Признаки агрессивного поведения
- Работа с семьей, в которой пренебрегают нуждами ребенка
- Последовательность действий специалиста
- Работа с родителями
- Основные шаги в работе с родителями
- Помощь ребенку
- Как вести себя, если ребенок рассказал вам о том, что он подвергался сексуальному насилию
- Что необходимо ребенку, пережившему насилие
- Детские реакции на травму.
- Рекомендации родителям для избежания ситуаций сексуального использования детей со стороны чужих взрослых.
- Создание безопасной атмосферы.
- Работа с тревогой, агрессией
- Работа на осознание своих прав.
- Завершение терапии
- Психологическая помощь ребенку, пережившему насилие. (тезисы к методическому семинару с психологами оу)
- Методы работы психолога с ребенком, пережившим горе
- Игры и упражнения «Воздушный шарик»
- Работа с невыраженными эмоциями по в.Оклендер
- Сюжеты для рисования по в.Оклендер
- Занятие №1
- Занятие №2
- Занятие №4.
- Что предпринять после острой стрессовой ситуации?
- Что предпринять после острой стрессовой ситуации? Что вы можете сделать для других
- Как помочь ребенку, пережившему острый стресс?
- Как помочь ребенку, пережившему острый стресс?
- Как помогать пережившим травму ?
- Когда важно обратиться за профессиональной помощью ?
- Анкета для школьников
- Индикаторы сексуального и физического насилия над ребенком.