Методы работы психолога с ребенком, пережившим горе
Индивидуальная работа с ребенком
Основной упор в индивидуальной работе с ребенком делается на обеспечении эмоционально-символического выражения чувств через спонтанное и направленное рисование. Использование рисования исходит из того, что переживание потерь и лишений приводит к появлению глубоких физических и психических «шрамов» (ощущения, образы и эмоции интернализуются ребенком), которые частично тормозят психологическое развитие ребенка. Опыт свидетельствует, что одними беседами невозможно устранить психологическую травму. Занятия рисованием, лепкой, работой с бумагой в сочетании с игровой инсценировкой (разыгрыванием) служат надежными средствами экстернализации переживаний ребенка и поэтому обеспечивают возможность исцеления и дальнейшего развития психики
«Шаги» индивидуальной работы с ребенком
На первой консультации необходимо установить доверительный контакт с ребенком («раппорт»). Поэтому не следует сразу начинать с рисования. Лучше задать рисование в качестве домашней работы и попросить принести рисунки с собой на следующую встречу. В этом случае следующее занятие может начаться с их обсуждения
Использование рисования во время беседы с ребенком, в этом случае рисование будет выступать средством, способным помочь ребенку выразить свои мысли и чувства
Первоначально необходимо предоставить ребенку самому выбирать предметы для рисования и предоставить полную свободу в выборе изображения и надписей
Когда доверие ребенка к психологу окрепло, когда в процессе работы были затронуты серьезные проблемы, можно переходить к рисованию на заданные темы.
Группа поддержки для детей, переживающих горе
(Коррекционная методика У.Фориндер и Л.Полфелдт)
Группы поддержки обычно создаются для детей и подростков, потерявших своих близких. Эти дети, встречаясь друг с другом, получают возможность увидеть, как в зеркале, в других свои собственные переживания и осознать связь между своими ощущениями и смертью родного человека..
Цель работы группы – дети поощряются в желании поделиться своим опытом, мыслями и переживаниями. Так они глубже осознают всевозможные обстоятельства и самих себя в них, воспроизводя словесно с собственные действия и узнавая друг друга ближе, дети получают возможность анализировать свой собственный случай, свои реакции на утрату и то, каким образом это влияет на их личностные особенности,. на их «Я-концепцию».
Для детей младшего возраста (от 7 лет) группа может работать в следующем режиме: 8 встреч по 1 - 2 часа с перерывом, 1-2 раза в неделю.
Структура занятия:
1-2 вводных упражнения - игры на знакомство, сплочение группы, ритуал начала занятия (возникновение чувства доверия группе)
Рисование на тему - индивидуальное или в малых группах
Обсуждение рисунков и чувств, которые они вызывают,
Релаксационные упражнения, чтение детских книг, коллективная творческая работа (общий рисунок, коллаж…)
Ритуал окончания занятия
Наиболее часто используемые диагностические методики:
Карта наблюдений Д.Стотта
«Дом-дерево-человек»
«Рисунок несуществующего животного»
«Рисунок семьи»
«Семья животных»
«Самое веселое – самое страшное» и т.д.
- Жестокое обращение с детьми Что это такое?
- 1. Физическое насилие
- 2. Сексуальное насилие (развращение )
- 3. Психическое (эмоциональное) насилие
- 4. Пренебрежение нуждами ребенка
- Последствия жестокого обращения с детьми
- Причины жестокого обращения с детьми в семье Наиболее часто жертвами различного рада насилия как со стороны взрослых, так и сверстников, становятся:
- Факторы риска, связанные с особенностями семьи, в которой проживает ребенок
- Факторы риска, связанные с прошлым родителей
- Типы-схемы жестокого обращения родителей с детьми
- Последствия психологических травм для детей Дети, подвергшиеся физическому насилию
- Дети, подвергшиеся оскорблениям и унижениям
- Выявление детей, относящихся к условной группе риска по проблеме «жестокое обращение в семье»
- Сбор информации о насилии
- Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку
- Памятка пмсц «озон» для специалистов, работающих с детьми
- Характерна «щадящая» поза, если что-нибудь болит Признаки стрессового состояния ребенка:
- Признаки тревоги
- Выявление признаков повышенной тревожности ребенка требует немедленной организации психологической помощи!
- Карта наблюдения за признаками тревоги
- Признаки агрессивного поведения
- Работа с семьей, в которой пренебрегают нуждами ребенка
- Последовательность действий специалиста
- Работа с родителями
- Основные шаги в работе с родителями
- Помощь ребенку
- Как вести себя, если ребенок рассказал вам о том, что он подвергался сексуальному насилию
- Что необходимо ребенку, пережившему насилие
- Детские реакции на травму.
- Рекомендации родителям для избежания ситуаций сексуального использования детей со стороны чужих взрослых.
- Создание безопасной атмосферы.
- Работа с тревогой, агрессией
- Работа на осознание своих прав.
- Завершение терапии
- Психологическая помощь ребенку, пережившему насилие. (тезисы к методическому семинару с психологами оу)
- Методы работы психолога с ребенком, пережившим горе
- Игры и упражнения «Воздушный шарик»
- Работа с невыраженными эмоциями по в.Оклендер
- Сюжеты для рисования по в.Оклендер
- Занятие №1
- Занятие №2
- Занятие №4.
- Что предпринять после острой стрессовой ситуации?
- Что предпринять после острой стрессовой ситуации? Что вы можете сделать для других
- Как помочь ребенку, пережившему острый стресс?
- Как помочь ребенку, пережившему острый стресс?
- Как помогать пережившим травму ?
- Когда важно обратиться за профессиональной помощью ?
- Анкета для школьников
- Индикаторы сексуального и физического насилия над ребенком.