logo
Книга жестокое обращение

3. Психическое (эмоциональное) насилие

– периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психологической форме насилия относятся:

Эмоциональное насилие

Унижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по отношению к себе. Угрозы бросить ребенка, манипулятивные игры: ''Не любишь меня - уходи к другой маме'', «Ты мне такой не нужен».

Игра на чувствах ребенка.

Изоляция

Контроль над общением ребенка со сверстниками и взрослыми: социальная изоляция.

Обсуждение детей в их присутствии: ребенок как вещь.

Эмоциональная изоляция – отвержение: ребенка видят, но не слышат.

Использование ''взрослых привилегий''

У детей нет выбора и информации по проблемам, непосредственно их касающимся. Все решается за них взрослыми, будь то выбор одежды, летний отдых, переход в другую школу.

Угрозы

Эмоциональные или физические угрозы (отдать в интернат, покончить с собой, заболеть и др.) Ребенка силой заставляют что-нибудь сделать.

Использование детей

Ребенка делают ответственными за проблемы взрослых. Использование детей с целью добиться чего-либо от других людей: визиты с ребенком к чиновникам, «дележ» ребенка между бывшими супругами и их родственниками.

Усмирение