logo search
Березин, Мирошников, Рожанец - Методика многостороннего исследования личности

Измерение результата

Составленные таким образом шкалы, после уста­новления распределения показателей в нормативной группе здоровых лиц, могли быть использованы как эф­фективный инструмент для измерения степени сходства каждого испытуемого с той группой лиц, по которой была валидизирована данная шкала, и, следовательно, для измерения выраженности основной тенденции, носи­телем которой является эта группа.

Первичной единицей такого измерения служит реак­ция на входящее в шкалу утверждение, совпадающая с реакцией, характерной для группы лиц, по которым ва-лидизировалась шкала. Сумма совпадающих ответов образует первичный результат по данной шкале. Одна­ко сам по себе этот результат не может дать представ­ления о выраженности измеряемой тенденции, посколь­ку он не дает представления о размерности шкалы.

Исследование распределения показателей в норма­тивной группе здоровых лиц позволило использовать для оценки получаемых в каждом отдельном случае ре­зультатов среднее значение, полученное в популяции здоровых, и среднеквадратичное отклонение, определен­ное для этой популяции. Эта оценка производится в Т-нормах, где среднее для популяции зорозых значение принимается за 50, а кажый Т-балл соответствует 0,1 среднеквадратичного отклонения, полученного для этой популяции. Таким образом, перевод в шкалу Т осуще­ствляется по формуле:

где х — первичный результат, полученный в данном ис­следовании, М — средняя первичного результата для контрольной группы здоровых лиц, SD — среднеквадра тичное отклонение первичного результата в контрольной группе. Поскольку удвоенное среднеквадратичное откло­нение с 95% вероятностью отграничивает исследуемую совокупность, результат в 70 баллов Т может практиче­ски считаться верхней границей нормальных колебаний.

Так как измерение проводится одновременно повеем исследуемым шкалам, использование Т-норм позволяет получить сопоставимые оценки каждой из исследуемых тенденций. Графическое выражение совокупности этих оценок составляет профиль личности (точнее профиль MMPI, поскольку измеряемыми параметрами, по-види­мому, не исчерпывается все многообразие личностных характеристик).

Некоторые авторы (А. Е. Личко с соавторами, 1971), работающие ■ с адаптированными вариантами теста MMPI, предлагают применение других способов мате­матической обработки результатов (в частности, одного из способов математической диагностики—«последова­тельной статистической процедуры»). В то же время Л. Ю. Радавичюс (1971), изучавший диагностическую ценность шкалы депрессии, считает, что в совершенство­вании нуждается не система оценок, а сама шкала пу­тем отсеивания наименее информативных утверждений.

Для специальных целей различными авторами были созданы многочисленные дополнительные шкалы. Для создания дополнительных шкал с помощью независи­мой методики выделяются группы лиц, заведомо обла­дающих изучаемым признаком (например, тенденцией к лидерству или зависимости, склонностью к алкого­лизму или любой другой характеристикой), и отбира­лись утверждения, достоверно дифференцирующие эту группу от нормативной группы контроля.

Однако несмотря на критику предложенного автора­ми клинического критерия валидизации шкал (особен­но со стороны сторонников психоаналитических концеп­ций), ни одна из дополнительных шкал не получила та­кой распространенности, как основные клинические шкалы MMPI.

Тем не менее применение дополнительных шкал (на­пример, упомянутых шкал «зависимости» и «лидерства») при определенных условиях позволяет получить ценные результаты, имеющие, в частности, значение при разработке вопросов ресоциализации психически больных (М. М. Кабанов, Т. А. Немчинов, 1969).