Измерение результата
Составленные таким образом шкалы, после установления распределения показателей в нормативной группе здоровых лиц, могли быть использованы как эффективный инструмент для измерения степени сходства каждого испытуемого с той группой лиц, по которой была валидизирована данная шкала, и, следовательно, для измерения выраженности основной тенденции, носителем которой является эта группа.
Первичной единицей такого измерения служит реакция на входящее в шкалу утверждение, совпадающая с реакцией, характерной для группы лиц, по которым ва-лидизировалась шкала. Сумма совпадающих ответов образует первичный результат по данной шкале. Однако сам по себе этот результат не может дать представления о выраженности измеряемой тенденции, поскольку он не дает представления о размерности шкалы.
Исследование распределения показателей в нормативной группе здоровых лиц позволило использовать для оценки получаемых в каждом отдельном случае результатов среднее значение, полученное в популяции здоровых, и среднеквадратичное отклонение, определенное для этой популяции. Эта оценка производится в Т-нормах, где среднее для популяции зорозых значение принимается за 50, а кажый Т-балл соответствует 0,1 среднеквадратичного отклонения, полученного для этой популяции. Таким образом, перевод в шкалу Т осуществляется по формуле:
где х — первичный результат, полученный в данном исследовании, М — средняя первичного результата для контрольной группы здоровых лиц, SD — среднеквадра тичное отклонение первичного результата в контрольной группе. Поскольку удвоенное среднеквадратичное отклонение с 95% вероятностью отграничивает исследуемую совокупность, результат в 70 баллов Т может практически считаться верхней границей нормальных колебаний.
Так как измерение проводится одновременно повеем исследуемым шкалам, использование Т-норм позволяет получить сопоставимые оценки каждой из исследуемых тенденций. Графическое выражение совокупности этих оценок составляет профиль личности (точнее профиль MMPI, поскольку измеряемыми параметрами, по-видимому, не исчерпывается все многообразие личностных характеристик).
Некоторые авторы (А. Е. Личко с соавторами, 1971), работающие ■ с адаптированными вариантами теста MMPI, предлагают применение других способов математической обработки результатов (в частности, одного из способов математической диагностики—«последовательной статистической процедуры»). В то же время Л. Ю. Радавичюс (1971), изучавший диагностическую ценность шкалы депрессии, считает, что в совершенствовании нуждается не система оценок, а сама шкала путем отсеивания наименее информативных утверждений.
Для специальных целей различными авторами были созданы многочисленные дополнительные шкалы. Для создания дополнительных шкал с помощью независимой методики выделяются группы лиц, заведомо обладающих изучаемым признаком (например, тенденцией к лидерству или зависимости, склонностью к алкоголизму или любой другой характеристикой), и отбирались утверждения, достоверно дифференцирующие эту группу от нормативной группы контроля.
Однако несмотря на критику предложенного авторами клинического критерия валидизации шкал (особенно со стороны сторонников психоаналитических концепций), ни одна из дополнительных шкал не получила такой распространенности, как основные клинические шкалы MMPI.
Тем не менее применение дополнительных шкал (например, упомянутых шкал «зависимости» и «лидерства») при определенных условиях позволяет получить ценные результаты, имеющие, в частности, значение при разработке вопросов ресоциализации психически больных (М. М. Кабанов, Т. А. Немчинов, 1969).
- Оглавление
- Введение
- Об анкетных методах исследования личности
- Тест mmpi общие сведения
- Выбор утверждений
- Стандартизация и валидизация
- Основные шкалы теста
- Оценочные шкалы теста
- Измерение результата
- Методика многостороннего исследования личности проблемы адаптации теста
- Модификация и рестандартизация
- Стандартизация методики многостороннего исследования личности
- Процедура стандартизации
- Методика проведения исследования
- Основы интерпретации
- Оценочные шкалы
- Шкала l
- Шкала f
- Шкала к
- Клинические шкалы
- Шкалы невротической триады
- Вторая шкала. Тревога и депрессивные тенденции
- Первая шкала. Соматизация тревоги
- Третья шкала. Вытеснение факторов, вызывающих тревогу
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Четвертая шкала. Реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Пятая шкала. Выраженность мужских и женских черт характера
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Шестая шкала. Ригидность аффекта
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Седьмая шкала. Фиксация тревоги и ограничительное поведение
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Восьмая шкала. Аутизация
- Девятая шкала. Отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Нулевая шкала. Социальные контакты
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Использование методики многостороннего исследования личности для изучения психофизиологических соотношений
- Психовегетативные соотношения при транзиторной гипертонии
- Психосоматические отношения при нарушениях сна
- Психофизиологические соотношения при различных уровнях поражения лимбико-гипоталамо-ретикулярного комплекса
- Применение методики многостороннего исследования личности для психогигиенических исследований Общие сведения
- Сверхточные личности.
- Ригидные личности.
- Демонстративные личности.
- Циклотимические личности.
- Аутичные личности.
- Неуправляемые личности.
- Группы больных неврозами, психопатиями и психозами.
- Особенности личности и адаптации студента
- Особенности личности и успешность деятельности
- Особенности личности и успешность деятельности студентов
- Особенности личности и успешность профессиональной деятельности (на примере исследований специалистов водного транспорта)
- Особенности личности и мотивация достижения
- Заключение