logo search
Арт-терапия и страхи

4. Этап вербализации.

Участники попарно садятся в круг. Стекла желательно разместить в центре круга на столе так, чтобы всем присутствующим было видно, и каждая пара участников сидела напротив своей работы.

По желанию, пары обмениваются мнениями, как происходило общение, получилось ли у них сотрудничество, насколько их действия были согласованы. С помощью корректных вопросов психолог уточняет, кто первым выбирал цвет манки, кто был инициатором взаимодействия, как чувствовали себя участники во время совместной работы, какие новые возможности (перспективы) в общении они увидели для себя, удовлетворены ли они процессом и результатом и т.д. Можно попросить участников сравнить свое эмоциональное состояние в процессе индивидуальной работы и в парах, когда они чувствовали себя более свободно, уверенно, в чем это проявлялось, где удалось реализовать себя полностью, и какие ожидания не оправдались. Важно дать возможность высказаться всем участникам, построить систему направляющих вопросов таким образом, чтобы они наиболее полно способствовали самораскрытию и самопознанию.

Иногда в процессе беседы выясняется, что участники не воплощают свою идею из-за неуверенности и страха обидеть партнера (при этом произведение выглядит гармонично). Такая деликатность не позволяет раскрыться отношениям в полной мере. В этом случае остается неудовлетворенность работой, которая кажется незавершенной. Тогда необходимо предложить участникам внести изменения в эту композицию или создать новую, в которой они смогут достигнуть большего взаимопонимания. К повторному взаимодействию следует обращаться и в случае конфликта, конфронтации, при непонимании замысла партнера или нежелании идти на контакт (каждый воплощает свою идею), которые сопровождаются негативными эмоциями, а иногда и проявлениями агрессии. Для повышения терапевтического эффекта следует задать тему с негласной установкой на сотрудничество. В зависимости от решаемых задач темы можно варьировать, давая возможность участникам оказываться в различных ситуациях  взаимодействия, приобретать новые способы коммуникации.