logo search
Арт-терапия и страхи

2. Индивидуальная работа.

У каждого участника имеется набор цветной манки и цветного картона. Цветовая гамма материалов может варьировать, однако с точки зрения диагностики целесообразно использовать в работе восемь люшеровских цветов.

Каждому из присутствующих предлагается выбрать картон нужного формата и манку  понравившегося цвета и повзаимодействовать (для детей – поиграть) с этим материалом на листе картона любыми способами. При этом место, положение в пространстве кабинета и количество времени каждый участник вправе определять сам.

Процесс первичного взаимодействия с манкой дает возможность  узнать новые свойства крупы как изобразительного материала в арт-терапии (подробно о них смотрите в комментариях). Наблюдая за работой участников и полученным продуктом необходимо обратить внимание на следующие особенности:

-  сочетание цветов картона и манки;

- манипуляции с материалом (засыпание поверхности, растирание, подбрасывание, рисование одной или двумя руками, рисование всей ладонью или пальцами и др.);

- количество расходуемого материала. Этот показатель может свидетельствовать об энергетических ресурсах, самооценке личности (чем больше манки - тем выше уровень) или указывать на возраст автора. Дети, как правило, используют большее количество, по сравнению с взрослыми. Это связано с тем, что самопрезентация у детей несколько выше, отсутствуют или еще не сформированы социальные паттерны поведения и дети более открыты в проявлении эмоций;

- получившийся образ. Создание конкретного образа свидетельствует о стремлении контролировать свои действия, эмоции и чувства, возможно отсутствие гибкости во взглядах, ригидность. Конкретные образы могут также являться воспоминаниями или проблемами, актуализированными в данный момент. Наличие абстрактных образов может означать уход от проблем, или в них заключается бессознательное содержание, для осознания которого требуется аналитическая работа.