6. Заключительный этап.
Присутствующие вновь обращаются к «волшебному» веществу, с которым работали на этапе настроя. Руководитель предлагает каждому взять частичку этого вещества, «заряженного» общей энергетикой группы и проговорить вслух, что бы он хотел взять в будущее.
Пожелание может носить комплементарный характер, являясь внутренним ресурсом личности, или выполнять компенсаторную функцию, указывая на то, к чему человек стремится и чего ему не хватает в данный момент.
Комментарии
Разнообразие форм работы с манной крупой обусловливает ее применение во многих отраслях психотерапии (семейной, групповой и других).
Отметим некоторые специфические возможности (особенности) применения манки. Во-первых, являясь пищевым продуктом этот материал безопасен в работе с маленькими детьми, пациентами, страдающими нарушениями психики, которые могут по неосторожности взять ее в рот. Во–вторых, общедоступна в любое время года и является относительно дешевым продуктом. В-третьих, это сыпучий материал, который слабо поддается контролю и предполагает непосредственную работу руками, давая приятные кинестетические ощущения. В то же время, ее слабая структурированность и контролируемость побуждает к созданию нетипичных спонтанных образов. Ее нетривиальное использование способно вызвать эмоционально насыщенные, иногда неожиданные образы. Вместе с тем именно в слабой структурированности и отсутствии пластичности заключаются недостатки манной крупы: образ может разрушиться вопреки желанию автора. В-четвертых, разнообразие способов манипуляций материалом (можно насыпать, растирать, разглаживать, подбрасывать и т.д.) способствует большему проявлению спонтанности, творческому самовыражению, свободе трансформации (можно многократно исправлять создаваемый образ), снятию когнитивных установок, полету творческой энергии и фантазии, поскольку работа с ней не требует специальных умений и отсутствует навык научения. В-пятых, известно, что чем менее стереотипны ситуации, тем ярче проявляется личность, поэтому работа с неструктурированными материалами это наиболее короткий путь к проявлению бессознательного (в том числе и коллективного) в наиболее доступной форме.
Использование манки в психотерапевтической работе с тревожными, застенчивыми, робкими детьми обладает большим терапевтическим потенциалом. Эти дети избегают открытых эмоциональных проявлений, боятся выглядеть «не так» в глазах сверстников или взрослых. Страх совершить ошибку и тем самым разочаровать окружающих, заставляет их замыкаться в себе, подавлять свои желания и стремления к деятельности. Работа с манкой снижает уровень тревоги, поскольку ребенок имеет возможность в любой момент исправить созданный образ («исправить ошибку»), а также выводит его на новый уровень общения, возможно более приемлемый и доступный на данный момент.
Работа с манкой эффективна и при коррекции разнообразных страхов. В данном случае ребенок на символическом уровне может избавиться от страха, превратить его в нечто незначительное или смешное.
Предлагаемая методика является одной из цикла арт-терапевтических занятий по работе с манкой, направленных на исследование не только внутреннего мира человека, но и системы его отношений с миром. Она может быть расширена за счет применения и других упражнений в соответствии с поставленными задачами, возрастом и личностными особенностями участников. Ее применение будет полезным как в индивидуальной (клиент – психолог), так и групповой работе. Надеемся, что использование данной методики поможет работе психологов, психотерапевтов и учителей.
- Страх - дело серьезное Коррекция страхов методами арт-терапии
- Материалы
- Первый этап — настрой (разогрев)
- Второй этап — актуализация эмоции страха
- Третий этап — индивидуальная работа
- Четвертый этап — коллективная работа
- Пятый этап — рефлексия
- Случай с никитой
- Советы взрослым
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru Теоретические основы арт-терапии подростка
- И творческой деятельности
- Урок и арт-терапия
- Не простое обучение
- Правила арт-терапии
- Мера структурированности
- Литература
- Общие рекомендации
- Тема занятия
- Структура занятия Первый этап. Настрой
- Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений
- Третий этап. Индивидуальная изобразительная работа
- Четвертый этап. Активизация вербальной и невербальной коммуникации
- Пятый этап. Коллективная работа в малых группах
- Шестой этап. Рефлексивный анализ
- Техническое оснащение
- Упражнения для настроя Упражнение «Зеркало»
- Упражнение «Рисование в воздухе»
- Упражнение «Слепой — поводырь»
- Упражнение «Путаница»
- Упражнение «Прогулка по...»
- Задание «Могу позволить себе играть как ребенок...»
- Групповое рисование по кругу
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru
- Креативные технологии в подростковом тренинге
- Погружение 1
- Визуализация «Затонувшие сокровища»
- Раб кольца
- Рисование имени
- Коллаж «Великие люди, носившие мое имя»
- Мое имя на разных языках
- Жемчужина
- Метафорический автопортрет
- Автопортрет
- Грани моего я
- Встреча с Нептуном Задача: содействие осознанию своих границ.
- Прошлое, настоящее, будущее
- Окружающая среда
- Герб и символ
- Сон героя
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru
- «Карта эмоций»
- Основные этапы:
- 1. Настрой.
- 2. Индивидуальная работа.
- 3. Этап вербализации.
- 4. Коллективная работа.
- 5. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.
- Комментарии
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru
- Использование манки в арт-терапевтической работе
- Основные этапы:
- 1. Настрой.
- 2. Индивидуальная работа.
- 3. Работа в парах.
- 4. Этап вербализации.
- 6. Заключительный этап.