3. Работа в парах.
Участники рассматривают работы друг друга и объединяются в пары по принципу созвучности («комплиментарности»), противоположности («компенсации») или дополнения образа в зависимости от целей занятия, состава и возраста участников.
Пары занимают комфортное для работы место в пространстве кабинета, выбирают стекло нужного формата и располагают его на плоскости удобным для себя образом. Каждый использует манку того цвета, которым он уже работал на предыдущем этапе или вновь выбранного. Цвета манной крупы при взаимодействии в паре не должны совпадать.
Участникам предлагается взаимодействовать друг с другом с помощью этого материала. Следует отметить, что во время работы нельзя разговаривать и смотреть в глаза партнеру. Сюжет, замысел и способы работы заранее не обсуждаются.
Наблюдая за процессом работы, психологу очень важно отметить основные моменты взаимодействия партнеров: разделяют пространство или воспринимают его как общее, есть ли грани соприкосновения и какой характер они носят (борьба двух цветов, доминирующее положение одного, работа цветом партнера, смешение цветов, границы соприкосновения только намечены или вовсе отсутствуют), получен один общий образ или несколько самостоятельных, исходные и конечные точки работы партнеров (начало взаимодействия, инициатор взаимодействия и ответные действия), как расположен полученный образ относительно пространства и самих участников (в центре стекла или смещен, в чью сторону произошло смещение и по каким причинам) и, конечно, количество и цвет используемого материала.
Кроме того, в процессе работы участники могут добавлять или уменьшать количество манки. Добавление может говорить о том, что человек чувствует необходимость продолжения взаимодействия, потребность реализовать себя в полной мере или стремлении занять лидерскую позицию. Уменьшение количества вещества (манки) зачастую свидетельствует об уходе, ограничении или нежелании контакта, боязни взять на себя ответственность за совместные действия, либо желание оказать поддержку партнеру, иногда даже предоставляя ему возможность стать лидером в отношениях. Иногда при создании общей гармоничной композиции, когда между партнерами существует полное взаимопонимание, участники убирают некоторое количество материала, поскольку оно становится лишним и может лишь испортить получившееся произведение. Как правило, это происходит в конце работы или после ее завершения.
- Страх - дело серьезное Коррекция страхов методами арт-терапии
- Материалы
- Первый этап — настрой (разогрев)
- Второй этап — актуализация эмоции страха
- Третий этап — индивидуальная работа
- Четвертый этап — коллективная работа
- Пятый этап — рефлексия
- Случай с никитой
- Советы взрослым
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru Теоретические основы арт-терапии подростка
- И творческой деятельности
- Урок и арт-терапия
- Не простое обучение
- Правила арт-терапии
- Мера структурированности
- Литература
- Общие рекомендации
- Тема занятия
- Структура занятия Первый этап. Настрой
- Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений
- Третий этап. Индивидуальная изобразительная работа
- Четвертый этап. Активизация вербальной и невербальной коммуникации
- Пятый этап. Коллективная работа в малых группах
- Шестой этап. Рефлексивный анализ
- Техническое оснащение
- Упражнения для настроя Упражнение «Зеркало»
- Упражнение «Рисование в воздухе»
- Упражнение «Слепой — поводырь»
- Упражнение «Путаница»
- Упражнение «Прогулка по...»
- Задание «Могу позволить себе играть как ребенок...»
- Групповое рисование по кругу
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru
- Креативные технологии в подростковом тренинге
- Погружение 1
- Визуализация «Затонувшие сокровища»
- Раб кольца
- Рисование имени
- Коллаж «Великие люди, носившие мое имя»
- Мое имя на разных языках
- Жемчужина
- Метафорический автопортрет
- Автопортрет
- Грани моего я
- Встреча с Нептуном Задача: содействие осознанию своих границ.
- Прошлое, настоящее, будущее
- Окружающая среда
- Герб и символ
- Сон героя
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru
- «Карта эмоций»
- Основные этапы:
- 1. Настрой.
- 2. Индивидуальная работа.
- 3. Этап вербализации.
- 4. Коллективная работа.
- 5. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.
- Комментарии
- Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "сом - в помощь учителю" http://som.Fio.Ru
- Использование манки в арт-терапевтической работе
- Основные этапы:
- 1. Настрой.
- 2. Индивидуальная работа.
- 3. Работа в парах.
- 4. Этап вербализации.
- 6. Заключительный этап.