logo search
КСР Саутина ПХ 2 курс

1. Личность как объект правления и самоуправления

В каждой системе управления есть субъект — управляющее звено и объекты управления.

Объекты управления — это отдельные люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления. Рассматривая различные ситуации и роли, в которых человек выступает в качестве объекта управления, авторы книги «Психологические основы управления» Б.А. Райзберг, А.К. Тутунджян выделяют пять возможных вариантов:

1. Человек как объект собственного управления.

2. Человек — объект управления как работник, производитель, исполнитель.

3. Человек - объект управления как гражданин государства, в соответствии с требованиями, нормами законов, действующих в стране и мире.

4. Человек как объект управления со стороны социальной группы (например, семьи).

5. Человек как объект управления со стороны своего непосредственного окружения, общественного мнения, средств массовой информации.

При этом _ человек как объект самоуправления может быть представлен совокупностью своих действий, а в широком смысле - собственной личностью. Именно личность человека, ее поведение под влиянием самоуказаний, самовнушения, подражания стереотипам поведения других людей становится объектом самоуправления.

Психология процессов внутреннего управления собой, как отмечают указанные выше авторы, мало изучена и с трудом поддается изучению. Тем не менее они выделяют здесь три наиболее характерные ситуации:

1. Личность, основываясь на фиксированных в памяти программах, целевых установках, аналогиях, результатах ситуационного анализа, поступающей извне инфор­мации, вырабатывает Четкие управляющие команды, поступающие в исполнительные органы человеческого организма, образующие управляемую систему.

2. В процессе внутреннего анализа, предшествующего выработке решения, личность подвергается психологической бифуркации (раздвоению). Бифуркация вызывает внутриличностную борьбу между, по крайней мере, двумя субъектами, предлагающими альтернативные решения проблемы. В итоге победившая сторона становится субъектом управления, а подчинившаяся — объектом самоуправления.

3. Самоуправление будущим поведением личности опирается на самопознание себя в прошлом и настоящем. Это происходит в результате рефлексии, когда человек прибегает к самоанализу, самоизучению собственной личности, ее опыта, достижений и ошибок, взлетов и падений.

К типичным условиям, когда человеку приходится становиться объектом внешнего управления, относится его работа, профессиональная деятельность, исполнение служебных обязанностей. Человек-работник может выступать объектом управления со стороны:

а) собственников средств производства;

б) менеджеров, наставников, инструкторов;

в) вышестоящих руководителей;

г) контролеров, инспекторов;

д) потребителей предоставляемых им благ и услуг.

При этом объект (личность) управляется посредством приказов, распоряжений, указов, установленных правил поведения, инструкций, моральных и материальных стимулов, наказаний, повышения в должности и увольнения с работы, поощрений и порицаний.

Качество выполнения человеком той или иной социальной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается. Эффективность выполнения работником должностных обязанностей обусловлена также и особенностями его самооценки собственного ролевого поведения в системе управления. При этом следует особенно подчеркнуть значение ответственности как свойства личности, определяющего ее отношение к своим функциональным обязанностям, а также уровень ее притязаний. Так считает автор книги «Деловая психология» А.В. Морозов и продолжает: «Обычно уровень притязаний определяется как степень трудности цели, к которой стремится данная личность. При достижении своих целей человек, как правило, испытывает чувство удовлетворения. Вот почему тот или иной уровень притязаний личности во многом обусловлен ее стремлением переживать удачу и избегать неудачи. Успех нередко рождает стремление к более трудным целям, в то время как неудача побуждает человека понижать уровень своих притязаний».

Уровень притязаний личности, как отмечает А.В. Морозов, зависит от возраста, образования, пола и социального происхождения. Поэтому руководитель любого ранга, менеджер должен помнить, что изучение уровня притязаний работников (с учетом их социально-демографических и профессионально-квалификационных качеств) является необходимым условием эффективного управления.